Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Страница 10

6. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей – во Франции и в Польше, гимназия – в Германии, "высшая" средняя школа – в США.

7. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями.

8. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.

Анализ зарубежных моделей профильной школы в сопоставлении с отечественной моделью, предложенной в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" позволяет сделать следующий вывод. Появившаяся существенно позже своих зарубежных аналогов и разработанная с учётом их достижений и ошибок, российская модель профильного обучения на старшей ступени общего образования представляет собой уникальный комплекс организационно-педагогических механизмов, не имеющий аналогов в мировой практике. В тех или иных зарубежных странах мы можем встретить лишь отдельные элементы – составные части российской модели профильного обучения, такие как:

– предпрофильная подготовка (Франция, отчасти Англия);

– трёхкомпонентный подход к конструированию структуры и содержания профилей различных типов, включая курсы базового, профильного и элективного типа (Польша, Франция);

– обучение на основе индивидуального учебного плана (Англия, США);

– многопрофильное образовательное учреждение как одна из организационных моделей профильного обучения на старшей ступени общего образования (Франция, Польша, Швеция, Норвегия);

– тьюторская поддержка обучающихся (Англия, США);

– социальное партнёрство и сетевое сотрудничество в системе профильного обучения (США);

– ресурсные центры профильного обучения (США).

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования, а по совокупности предложенных организационно-педагогических решений превосходит мировые аналоги. Кроме того, некоторые черты современного российского подхода к организации профильного обучения являются специфическими. Это использование портфолио учащихся как одного из механизмов их распределения по различными профилям; ориентация на создание муниципальных сетей профильного обучения; широкое использование дистанционных курсов в системе профильного обучения; особенности в понимании роли тьютора и др. Указанные особенности в теоретическом и практическом аспектах будут рассмотрены далее, во II главе.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Полезная информация:

Диагностика наличия основных показателей к переходу в среднюю школу у воспитанников учреждения интернатного типа
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-лицея им. Х.М. Совмена (8 человек). В этом детском доме дети живут в группах по 8 человек, и мы работали с детьми одной группой. Мы выделили следующие критерии готовности к переходу в среднюю школу: наличие учебно-позна ...

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда наруш ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru