Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Страница 5

– законодательное оформление перехода российской школы от унитарности к вариативности, одной из форм которой и является профильное обучение;

– утверждение в массовой образовательной практике идей гуманизации и демократизации образования, одной из форм которых выступает элективное профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов;

– развитие информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий, создание материально-технической и научно-методической базы информатизации российского среднего образования;

– нарастающий кризис традиционных форм специализации школьного образования, равно как и неспециализированной общеобразовательной подготовки, в условиях лавинообразного роста информации, увеличения многопредметности обучения, повышения требований со стороны последующих ступеней образования.

Указанные предпосылки являются внутренними относительно системы образования. Более широкие социально-экономические факторы, способствовавшие введению профильного обучения на старшей ступени общего образования были рассмотрены нами в п.1.2.

Вместе с тем к началу 2000-х гг. сеть общеобразовательных учреждений, профилированных в той или иной форме, была развита недостаточно. Так, по данным А.А. Чернышева, в 2001 г. в России 69 тыс. школ, из них 5,5 тыс. школ с углублённым изучением различных предметов, 1078 гимназий и 750 лицеев. В результате для подавляющего большинства школьников получение профильного общего образования оказывалось малодоступным, в силу чего обострились такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Таким образом, в свете приоритетов, провозглашённых в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." (качество, эффективность, доступность образования) оказался необходим переход к постепенному введению всеобщего профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Профилизация школ сразу была воспринята как одно из наиболее позитивно оцениваемых обществом мероприятий модернизации образования, что связано с реальной перспективой уменьшения затрат на преодоление порога "школа – вуз", появлением нового механизма, позволяющего учесть потребности и интересы старшеклассников, и, наконец, с очевидным социально-экономическим эффектом в масштабах государства: профилированная средняя школа должна гибко реагировать на потребности отечественного рынка труда, обеспечивая "социальную адекватность" всей системы образования.

Однако обозначенный в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." курс на профилизацию старшей ступени школы был изначально осложнён неоднозначной трактовкой понятия "профильная школа", противоречивыми представлениями её целей и задач. Распространилось мнение о том, что профильное образование – это некая альтернатива общему образованию. Довольно типично выглядит следующее высказывание: "Главная цель профильной школы – осуществить подготовку учащегося к выбору будущей профессии и продолжению обучения в вузе". В практике продолжали разрабатываться отборочные механизмы комплектования профильных классов, противоречащие принципу доступности образования и продолжавшие практику отечественных спецшкол 1960–1980-х гг. В качестве характерного примера может быть приведён опыт начала 2000-х гг., описанный в диссертации С.М. Макаровой и представляющий собой многоэтапную технологию отбора учащихся в профильные классы республиканского лицея-интерната (Республика Саха (Якутия)), включающую предварительный отбор, собеседование, пробные занятия в летней отборочной школе, экзамен и, наконец, педагогический консилиум о зачислении.

Наличие указанных и ряда других проблем вызвало необходимость в разработке особого документа – "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" и организации на этой основе федерального эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Этот новый этап развития профильного обучения в России будет рассмотрен нами обзорно в п. 1.4. и более детально – в последующих главах настоящей диссертации.

Рассмотрение отечественного опыта реализации профильного обучения, предпринятое нами в историко-педагогическом ключе, следует дополнить анализом современного зарубежного опыта в данном направлении развития общего образования. Это связано с тем, что и в России, и в зарубежных странах процессы профилизации вызваны одними и теми же факторами – ускоряющимися изменениями, которым подвергается мир труда и культуры, более сложными и жёсткими требованиями к системе образования – и нацелены на решение во многом схожих проблем подготовки молодёжи к будущей жизнедеятельности, к интеграции в мир труда и профессий.

Вопросы школьного образования, реформы системы образования, содержание и методы учебно-воспитательной работы в школе зарубежных стран рассматриваются и анализируются в работах таких учёных, как В.П. Борисенков, Р.А. Валеева, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, М.В. Кларин, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, Л.И. Писарева, Е.А. Ремизова, Т.Ф. Яркина и др. Исследования, связанные с возможностью использования зарубежного опыта в отечественном образовании, в том числе профильного обучения, были проведены такими российскими учёными, как Э.А. Аксёнова, В.П. Борисенков, Н.В. Васильева, А.В. Гузеева, М.В. Кларин, А.Д. Копытов, М.П. Пальянова, С.В. Серпецкая и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы. Скаутизм как добровольное дви ...

Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике
По окончании школьного курса информатики выпускник должен (обязан) иметь следующие знания, умения, навыки для продолжения обучения и полноценной жизни в информационном обществе: Человек и информация Учащиеся должны знать: определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетиче ...

Специфика формирования подростковой субкультуры
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru