В конце 1950-х годов в общеобразовательных школах было разрешено проводить дополнительные занятия по отдельным предметам. В основном, эти дополнительные занятия проводились в двух видах: помощь отстающим и подготовка к экзаменам. Следует отметить, что и эта деятельность не требовала пересмотра программ и учебных планов.
Существование на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило и теоретиков, и практиков в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения. В конце 1950-х гг. впервые в практике советской школы обозначается идея внешней профильной дифференциации, выступавшей первоначально в форме "школ с углублённым изучением дисциплин", а по существу – немногочисленных "школ для одарённых". Инициатива принадлежала Академии педагогических наук СССР, которая в 1957 г. выступила с идеей эксперимента, в котором предлагалось провести дифференциацию по трём направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.
Инициатива была законодательно закреплена в Законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране" (1958): "Следует продумать вопрос о создании специальных школ для молодёжи, имеющей особые склонности и способности к математике, физике, химии, биологии. Само собой разумеется, что при организации в такие школы могут приниматься юноши и девушки по рекомендации педагогического совета школы и выдержавшие экзамены" .
В приведённой выше цитате явственно прослеживается тип профильной дифференциации; этот тип – селективный (отборочный), в отличие от элективного (выборочного). В первом случае субъектом выбора профиля выступает, в конечном счёте, учредитель образовательного учреждения, а в его лице – школа; во втором случае профиль выбирает сам непосредственный потребитель образования – учащийся (или его родители). Ставшая впоследствии всемирно известной советская физико-математическая спецшкола обязана высокому качеству получаемого в ней образования не только своему "штучному" характеру (в массовой школе такой уровень образования был заведомо невозможен), но и в первую очередь своему селективному, отборочному характеру: в ней учились только те, кто успешно прошёл через серьёзные экзамены.
Однако в Законе о связи обучения с жизнью впервые ставится вопрос и об учёте образовательных потребностей учащихся и их родителей, хотя и в крайне узком аспекте – в плане выбора языка обучения: "Следует изучить вопрос о том, чтобы предоставить право родителям решать, в школу с каким языком обучения <родным или русским> отдавать своих детей . Такая постановка вопроса – предоставлять родителям право решать, какой язык в обязательном порядке будет изучать ребёнок, – явится наиболее демократичной, устранит какое-либо администрирование в этом важном деле" . Тем не менее таким образом был впервые поставлен вопрос о возможности элективной дифференциации, который станет основным для школьной реформы рубежа 1980–1990-х гг.
В 1958–1959 учебном году Академией педагогических наук была разработана и введена в практику средней школы № 710 Москвы система дифференцированного обучения по четырем направлениям (отделениям): физико-техническому, химико-техническому, биолого-агрономическому и гуманитарному. Это был первый за ряд лет опыт профилирования действующих программ и учебных планов. В 1962-63 учебном году Сибирское отделение Академии наук разработало систему и организовало Новосибирскую среднюю специализированную школу-интернат физико-математического и химико-биологического профиля (известную впоследствии как Новосибирская физико-математическая школа имени академика М.А. Лаврентьева, который организовал ее под свою личную ответственность, не дожидаясь правительственных решений).
В 1963–1964 учебном году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР были официально организованы специализированные школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профиля при Ленинградском, Московском и Новосибирском государственных университетах (и на Украине – при Киевском государственном университете). В этих школах формирование учебных планов и программ было поручено не Министерству просвещения, а Министерству высшего и среднего специального образования, которое перепоручило это дело соответствующим государственным университетам. В результате каждый из названных университетов пошел по своему независимому пути, создавая особую модель профилизации. Однако общим для всех первых спецшкол, как отмечает М.А. Кондратьева, было объединение профилирующей учебной дисциплины, факультативных занятий и трудового обучения (включая производственную практику) в специальный цикл, который имел не узкопрофессиональный, а широкий профориентационный характер.
Полезная информация:
Методика организации театрализованных игр
дошкольников
Эффективное развитие детской театральной игры безусловно нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к само ...
Общие функции языка в публицистическом стиле
Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистичес ...
Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании
Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность. По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мы ...