Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 6

Вторая проблема частично может быть решена согласованными усилиями учредителей муниципальных образовательных учреждений и государственных образовательных учреждений (региональный уровень). За рамками решения останутся образовательные учреждения и иные учреждения федерального уровня, а также негосударственные образовательные и необразовательные организации, учреждения, предприятия, товарищества и общества.

Третья проблема не может быть разрешена в рамках существующей организационно-управленческой схемы и требует организации иного порядка взаимодействия, управления взаимодействием и закрепления правоотношений. Например – организация сетевого взаимодействия, т.е. взаимодействия "по горизонтали", от субъекта к субъекту правоотношений. Такое взаимодействие позволит решить и обозначенные выше проблемы из второй группы, а также, иным образом, проблемы из первой группы. Предпочтительность сетевого подхода именно в его универсальности, позволяющей в одной логике решать все обозначившиеся в связи с профильным обучением и с обучением по индивидуальным учебным планам организационно-управленческие и правовые проблемы.

С формально правовой стороны "горизонтальные" сетевые взаимодействия легализуются (становятся правовым фактом) либо в договорной форме, либо в форме учреждения (участниками сети) нового юридического лица. Всё это требует, во-первых, существенной доработки существующей нормативно-правовой базы в области образования и, во-вторых, разработки пакетов рекомендаций по организации сетевого сотрудничества в системе профильного обучения.

В числе других организационно-педагогических проблем введения профильного обучения на основе "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" (далее – Концепции) можно указать следующие.

● В Концепции предлагаются два уровня обучения: базовый и профильный. Каким образом учащийся сможет осуществить, исправляя допущенную ошибку, переход с профиля на профиль (за счёт самостоятельных занятий, занятий с репетиторами?) Не возрастут ли в связи с учебные перегрузки? Как отмечает по этому поводу И.В. Абанкина, необходимо "разработать в виде дополнения к Типовому положению об общеобразовательном учреждении правила перехода обучающихся с одного профиля на другой, выбора предметов и элективных курсов. Такие правила позволяют, с одной стороны, создать возможность обучающемуся реально определять самостоятельную образовательную траекторию и впоследствии получить документ о соответствующем образовании, отражающий реальное освоение тех или иных профильных программ, с другой стороны, учитывать при выборе профиля (профилей) обучения необходимость обеспечения прав и интересов школы. Правила обеспечивали бы без диктата со стороны школьной администрации и без необоснованных притязаний со стороны обучающихся баланс интересов общеобразовательного учреждения и обучающихся в нем граждан".

● Согласно Концепции, школа должна предоставить ученику все профили обучения, при этом вполне возможен вариант, когда только 1–2 школьника желают обучаться по какому-то из профилей. В условиях большого города эта проблема разрешима за счёт объединения нескольких образовательных учреждений; в небольших населённых пунктах – практически неразрешима либо разрешима в перспективе путём реализации дистантных технологий профильного обучения.

● Трудности с организацией внеурочной работы по избранному профилю с учащимися, у которых мотивация к интересному, творческому содержанию внеклассной работы очень высока, но поскольку организация таких мероприятий требует дополнительных и немалых вложений, а кроме того, в 1990-е гг. произошло значительное вырождение внеклассной работы по предметам в массовой школе, такая работа не всегда проводится качественно или совсем не проводится.

Рассматривая социально-педагогические проблемы введения профильного обучения, среди них можно выделить три основные группы, охватывающие, соответственно, отношения "школа – вуз", "школа – профессиональная сфера" и "школа – общество". Первые две группы проблем имеют в своей основе конфликт интересов субъектов профилизации обучения. Это связано с тем, что профильное обучение находится в центре как объективных, так и субъективных интересов различных социальных субъектов (общество в целом, профессиональная сфера, высшее, среднее и начальное профессиональное образование, школа, учащийся и его родители).

Социально-педагогические проблемы типа "школа – вуз" уже частично характеризовались в контексте риска подмены профильного обучения углублённым. Общеизвестно, что в 1990-е гг. в России получил весьма широкое распространение суррогат профилизации, когда вузами была налажена система обеспечения набора за счет договоров со школами, совмещенных экзаменов и т.п. Однако через 10 лет эта система сама себя исчерпала: "договорных" школ становилось все больше, качество предвузовской подготовки падало, гарантированного поступления в вуз не обеспечивалось. В 2003 г., на фоне растущей коррупции и взаимных претензий общей и высшей школ, система совмещенных экзаменов была запрещена (Письмо Минобразования РФ № 14-55-1180ин/15 от 22 октября 2003 г.). Однако это решение не затронуло более глубоких социально-педагогических корней данной проблемы, связанных в том числе и с тем, что поступление в вуз практически гарантирует освобождение от службы в армии или позволяет получить определенную отсрочку. В результате практически половина выпускников "рвется" поступить в вузы во что бы то ни стало. Это приводит к развитию репетиторства, огромным перегрузкам учащихся (особенно юношей). Таким образом, сохраняется риск трансформации профильного обучения в подготовку к поступлению в вуз. Вместо того чтобы действительно пытаться понять, что из себя представляет та или иная профессиональная деятельность, зачастую школьники выбирают предметы, которые им нужны для поступления на ту или иную специальность в вуз (а иногда просто в вуз, независимо от специальности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Гигиена умственной работы
Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом дея ...

Сущность режиссерских игр
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки испо ...

Звуковая культура речи. Чтение детям: Е. Чарушин «Ёж»
Программное содержание: Упражнять детей в произношении звука з; учить отчетливо, произносить мягкий звук з (зи, зя) и твёрдыйь (за, зу); закрепить произношение звука з в отдельных словах и фразах; познакомить с повадками ежа. Ход занятия: Воспитатель рассказывает: «Однажды на прогулке Язычок познак ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru