Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 5

Рассмотрим далее организационно-педагогические проблемы, связанные с реализацией профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Очевидно, что организационная структура школы существенно зависит от степени вариативности образовательного процесса. Чем большее число вариантов образовательных программ, ориентированных на интересы своих учащихся, может предоставить школа, тем больше вариативность её образовательной системы, тем сложнее она должна быть построена организационно.

Как справедливо отмечает Е.В. Воронина, в условиях традиционной организации образовательного процесса на старшей ступени общего образования "развитие вариативности образования привело к размыванию требований к уровню подготовки выпускника. Вариативность содержания образования, реализуемого через образовательные программы, учебные планы, учебные программы по предметам в различного типа образовательных учреждениях привело … к нарушению единства образовательного пространства…, к нарушению преемственности не только между ступенями обучения, но и к десинхронизации учебных курсов различных циклов… Сложившаяся организационная основа школы, построенная, в основном, на коллективных жёстко регламентированных формах обучения, недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальности учащихся" .

Переход от жестко регламентированной системы обучения к системе, организационная модель которой ориентирована на обеспечение вариативности обучения, вызывает феномен дисперсии организационных форм старшей ступени общего образования: "Сколько формируется классов, образовательных групп, столько рождается и образовательных моделей". Сказанное свидетельствует о принципиальной нетранслируемости опыта создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность профильного обучения в регионе, муниципальном районе, отдельной школе. Однако в большинстве случаев основным механизмом выступает разработка индивидуальных учебных планов учащихся (ИУПов), и на их основе – индивидуальных образовательных траекторий (ИОТов). В этом случае основной организационной единицей профильного обучения становится уже не класс, а набор подвижных групп, формирующихся особым образом для каждого учебного предметов из различных учащихся.

В силу этого возникает принципиальный вопрос: где вводить профильное обучение? Вплоть до начала 2000-х гг. оно организовывалось почти исключительно на базе школ (иногда привлекалась база вуза, с которым школа имела договор). При этом почти не использовались ресурсы межшкольных учебных комбинатов, учебных центров; почти не привлекались центры внешкольной работы и учреждения дополнительного образования; для организации профильного обучения не подключались колледжи, профессиональные училища, заводы, фабрики, банки, некоммерческие организации; сетевое сотрудничество общеобразовательных школ совсем не рассматривалось как возможный вариант институциональной формы профилизации. Это объяснялось отсутствием не только соответствующего опыта и традиций, но и нормативно-правовой базы такого взаимодействия. Следовательно, сетевое сотрудничество затруднено даже при наличии стимулов для совместной работы по профильному обучению.

Существующая нормативная правовая база в сфере образования, а также организационно-управленческая схема сети общеобразовательных учреждений и порядок ее бюджетного финансирования предполагают по умолчанию гражданско-правовые отношения обучающегося (его родителя, законного представителя) с одним общеобразовательным учреждением. Оформление таких правоотношений максимально упрощено именно в силу их "предусмотренности" федеральным законом, типовым положением, уставами образовательного учреждения и сводится, как правило, к написанию заявления родителем и изданию приказа директором школы. Как только у одного или более чем у одного обучающегося возникает необходимость вступить в правоотношения по поводу общего образования с более чем одним общеобразовательным учреждением – возникает проблема гражданско-правового оформления таких отношений.

Такая проблематика актуализируется:

– в связи с введением профильного обучения без возможности организации всего многообразия профилизации во всех без исключения общеобразовательных учреждениях на территории того или иного муниципального образования;

– в связи с желанием использовать в интересах профильного обучения ресурсы иных, не только общеобразовательных учреждений (но и учреждений среднего и высшего профессионального образования), а также не только образовательных учреждений (например, учреждений культуры);

– в связи с реализацией образовательного процесса обучающегося по индивидуальному учебному плану, часть которого реализуется в более чем одном образовательном учреждении.

Первая из вышеперечисленных проблем может быть решена путем реструктуризации существующей сети муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в рамках существующей вертикальной организационно-управленческой схемы по инициативе учредителя всех муниципальных образовательных учреждений данной территории. Потребуется иное распределение территориальной "закрепленности" учащихся старшей школы за той или иной профильной школой ("профильные образовательные округа"), возможно введение конкурсного отбора в наиболее популярные профили или профильные школы и т.п. Существенного изменения в порядке оформления правоотношений в системе "школа – родитель – ученик" все это не потребует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и ...

Методика формирования речевой функции у детей раннего возраста
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста строится поэтапно. На каждом из этапов последовательно решаются постепенно усложняющиеся задачи коррекционно-развивающей логопедической работы. В соответствии с основными задачами логопедической работы в системе логопедических занятий выд ...

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игра – деятельность, выполняемая не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, забавы. Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, напра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru