Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 2

– квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения в пределах одного образовательного учреждения;

– возможности деления классов (параллелей) на необходимое количество профильных подгрупп;

– опыта организации профильного обучения в школе с одним-двумя классами в параллели.

В 2003 г. был проведён опрос выборки, состоявшей из 721 директора школ Москвы (9 административных округов). При этом среди основных проблем реализации профильного обучения названы следующие.

● Не подготовлена нормативно-правовая база перехода на профильное обучение.

● Отсутствуют критерии оценки знаний.

● Проблемы выбора профиля: неустойчивость предпочтений учащихся; несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся; незаинтересованность родителей и учащихся; сложности в методике психолого-педагогической диагностики учащихся и т.д.

● Группа проблем, связанная с подготовкой педагогических кадров: недостаток подготовленных кадров для преподавания профильных предметов и элективных курсов, немобильность кадров, низкая квалификация педагогов, неготовность работать по углублённым программам; перегрузка учителей.

● Группа проблем, связанная с работой в системе "школа-вуз".

● Трудности в достижении сбалансированного соотношения часов в учебном плане. Сложности перехода на индивидуальный учебный план.

● Неопределенность в системе "профиль – ЕГЭ".

● Недостаточное учебно-методическое обеспечение профильного обучения; трудности в процессе адаптации программ при организации индивидуальной образовательной траектории под конкретного учащегося.

Представляет интерес и взгляд "с другого берега" связки непрерывного образования "школа – вуз", обеспечить которую в значительной степени призвано профильное обучение в старшей школе. Представители вузов называют несколько иной ряд проблем, препятствующий развитию профильного обучения:

– администрация школ неохотно идёт на изменение учебного процесса – на создание классов с профильными, интегрированными курсами по предметам. При этом своих предложений по курсам с углублённым изучением предметов администрация, как правило, не выдвигает, за исключением отдельных случаев (гимназии, лицеи и экспериментальные площадки);

– администрация школ использует полученные от родителей средства не по прямому назначению, что вызывает справедливые нарекания со стороны родителей и отток учащихся на подготовительные курсы при том же вузе;

– наблюдается ощутимая нехватка квалифицированных учителей для работы в профильных классах (или нежелание учителей работать в таких классах);

– главная проблема состоит в том, что в существующих условиях не удаётся организовать профильный класс при наличии в школе менее трёх класскомплектов, так как сильна ориентация школы на вуз, а не на профиль.

Основную неудовлетворённость учащихся профильных классов, по данным С.Н. Рягина, вызывает перегрузка (94%).

Как видим, наибольшее беспокойство различных групп населения вызывают две сквозные и взаимосвязанные проблемы: организационная и кадровая. Однако обе проблемы вполне могут быть решены посредством сетевого сотрудничества школ, как это будет показано нами в п. 2.4 настоящей диссертации. Однако, помимо этих, лежащих "на поверхности" трудностей введения профильного обучения, существует и ряд более глубоких. Анализ позволил сгруппировать их по трём основным типам: психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-педагогические проблемы.

Ряд психолого-педагогических проблем, вызванных дифференциацией обучения, был осмыслен на основе опыта работы школ с углублённым изучением отдельных предметов в 1960–1980-х гг. В частности, отмечает М.А. Кондратьева, в процессе развития отечественных школ с углублённым изучением отдельных предметов преодолевалось противоречие между необходимостью создавать оптимальные условия для развития задатков и способностей, интеллектуальной культуры учащихся и серьёзными недостатками процесса духовного и нравственного формирования личности, специфичными для школы данного типа (тенденции элитарности, известная переоценка отдельными учащимися своих возможностей, элементы карьеризма в поведении, претензии на определённую исключительность и особую одарённость). Обозначенная проблема будет снята на этапе массового введения профильного обучения. Однако она остаётся по-прежнему актуальной в настоящее время, когда профилированием охвачены далеко не все школы, и усугубляется в ситуации, когда вместо профильного обучения реализуется углублённое.

Специфика профильного и углублённого обучения как различных образовательных феноменов была выявлена С.Н. Рягиным:

– углублённое обучение нацелено на самореализацию личности; углубление содержания образование направлено на обогащение и уточнение понятийного аппарата, увеличение числа рассматриваемых закономерностей, усиление системности излагаемого материала; основным средством освоения углублённого материала выступает работа с учебным текстом и учебными задачами;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Анализ результатов эмпирического исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Эмпирической базой исследования стал Курский Торгово-Экономический колледж. В исследовании приняли участие 87 человек. Учащиеся первого курса групп 1 ТОВ «А» и 1ОРГ «А» и третьего - группы 3 ТОВ «А» и 3 ОРГ «А». Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение1 таблица 6, 7, 8, 9) мы пр ...

Требования к уровню освоения содержания
В результате изучения дисциплины студент должен: - знать основы и иметь общие представления о биофизических явлениях, происходящих в живых системах; - уметь четко сформулировать современные понятия, законы и раскрыть генез биофизических процессов в организме; - приобрести практические навыки дискус ...

Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения
Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью и продвижения к ее вершинам, обеспечивает реализацию их стратегии к самореализации в учебном труде. Видение студентами стратегии достижения вершин профессионального мастерства и следование логике продвижения к ним предполагает прох ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru