Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 3

– профильное обучение нацелено на самоопределение личности; профильное содержание направлено на профессиональную ориентацию и выявление аксиологических аспектов профессиональной деятельности; основным средством освоения профильного содержания выступают деятельностные методы в учебных и реальных жизненных ситуациях.

Следует добавить, что углублённое обучение ориентировано в значительной степени на собственные корпоративные интересы системы образования (как школьного, так и вузовского), в числе которых: отбор для обучения более "педагогически удобных" учащихся, ориентация на престижное высшее образование, самоустранение от подготовки школьников к решению реальных жизненных проблем, преимущественное использование более простых и традиционных форм и методов обучения, – тогда как профильное обучение ориентировано на широкие социальные эффекты и, не в последнюю очередь, на интересы профессиональной сферы. Имеющееся в современной России противоречие между интересами профессиональной и образовательной сфер в сочетании с недофинансированием последней и её традиционной ориентацией на академическую науку вызывает риск вырождения профильного обучения в углублённое. О серьёзной угрозе такого риска свидетельствует история отечественных специализированных школ, проходившая, как подчёркивает М.А. Кондратьева, в борьбе "между потребностью общества в специалистах, углублённо знающих тот или иной вид интеллектуальной или производственной деятельности и порою односторонней ориентацией учащихся школ с углублённым изучением отдельных предметов только на получение высшего образования".

Серьёзной психолого-педагогической проблемой, тесно связанной с предыдущими, выступает проблема распределения учащихся по профилям (т.е., проблема критериев и механизмов такого распределения). По некоторым данным, в традиционной ситуации профильных классов, более 87% учащихся поступают в них в связи с интересом к профильным предметам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией . Таким образом, модель профильного обучения, предполагающая создание профильных классов, ассоциируется у самих учащихся не столько с профильным, сколько с углублённым обучением. Это подтверждается и качественной самооценкой удовлетворённости учащихся профильных классов, связывающих свою удовлетворённость с повышением конкурентоспособности при поступлении в вуз (87%) и получением более глубоких знаний (86%); другие выборы встречаются намного реже. Это – аргумент в пользу модели профильного обучения, основанной на индивидуальных учебных планах (подробно будет раскрыта в п. 2.3. настоящей диссертации). Проблема распределения учащихся по профилям, как предполагается, может быть успешно решена на основе механизмов предпрофильной подготовки учащихся и тьюторского сопровождения (см. п. 2.1.).

Переход от отборочного углублённого обучения к массовому профильному актуализирует проблему работы со слабоуспевающими и низкомотивированными учащимися, опыт решения которой отсутствует в истории отечественной специализированной школы. Отечественные этические традиции не позволяют использовать и американский опыт решения данной проблемы на основе метода оценивания умственной одарённости. В США принято считать, что если IQ<100, то академический профиль нецелесообразен, так как ученик не способен к интеллектуальному труду. Некоторые подходы к решению проблемы профильного обучения учащихся с низким уровнем обученности намечены в диссертации Т.И. Романовской.

Одна из наиболее существенных проблем – определение оптимального баланса между общеобразовательными и профориентационными задачами профильного обучения. Как справедливо отмечают М.Б. Романовская и С.Э. Маркуцкая, "профильное обучение на старшей ступени общего образования не копирует профессиональное. Его главная задача – расширение возможностей социализации, оказание помощи подростку в осуществлении профессионального самоопределения. Очевидно, что профильная школа должна совмещать в себе общеобразовательную и профессионально-ориентирующую функции".

В самом деле, профильный выбор учащегося, если рассматривать его "в личностной проекции", представляет собой выбор направленности личности. Направленность личности, в свою очередь, предполагает системообразующую роль избранной знаниево-деятельностной области в системе деятельностных интересов и профессиональных предпочтений личности. Иными словами, системообразующим и смыслообразующим центром профессиональной сферы личности для учащегося, выбравшего, например, биолого-химический профиль, следует биологическую и химическую науки и соответствующую им сферу профессиональной деятельности. В педагогическом аспекте это означает, что содержание всей системы учебных дисциплин – профильных и непрофильных – должно в этом случае строиться вокруг центрального для целостной личности учащегося ядра – дисциплин биолого-химического (или другого профильного) цикла. Такая целостность содержания, соответствующая идее целостности личности учащегося, избравшего профиль, требует такого же количества программ и методик преподавания каждого из предметов, сколько существует профилей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Методика обследования состояния органов артикуляционного аппарата
Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата Задания: вытянуть губы в трубочку и удержать позу под счёт до 5; сделать «хоботок», удержать позу под счёт до 5; сделать движение нижней челюсти вправо, затем влево; выдвинуть нижнюю челюсть вперёд; положить широкий язык на нижнюю губу и п ...

Принципы и закономерности процесса обучения
Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как ...

Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста
Для определения сущности правовой культуры на начальных этапах становления личности очень важно развести такие понятия, как «патриотизм», «гражданственность», «право», «нравственность». Эти понятия, несмотря на их общность, имеют свою специфику. Так сложилось, что российскому обществу изначально бы ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru