Психолого – педагогический аспект изучаемой темы

Страница 1

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год позже. Особое положение ребенка подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названии: "переходный", "переломный", "трудный". В них зафиксировано сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами.

Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания. Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе, что приводит к значительному скачку в развитии ребенка. В последнее время наблюдается акселерация физического развития детей, но не смотря на это их мышцы и позвоночник остаются слабыми и учителю необходимо следить за осанкой учеников, так как наибольшие нарушения осанки происходят в 11 – 15 лет.

Эта перестройка сказывается и на внутренних состояниях, реакциях, настроении ребенка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, взрывчатости, возбужденности, двигательной активности.

Поэтому с первых уроков учитель должен приучить детей к порядку и дисциплине. Лучше потратить первые уроки на организационные моменты, чем потом отставать в учебном процессе в следствии плохой дисциплины учеников.

Одной из главных особенностей этого возраста является возрастающий уровень учебной нагрузки. В связи с этим, в процессе обучения учащемуся приходится многое запоминать специально (произвольное запоминание). При этом он нередко должен ставить перед собой цель – запомнить точно, полно и по возможности прочно то, что намечено им самим или задано учителем. Разумеется, запоминание затрудняется, если материал плохо понят. То же самое наблюдается и в случае, когда усвоению подлежит материал относительно большого объема. Облегчить же закрепление помогает использование возможностей непроизвольного запоминания, происходящего без специальной установки. Непроизвольно запоминается то, что интересует учащихся, действует на их чувства, с чем они активно оперируют, часто используют, а именно этим изобилует тема "Обыкновенные дроби". Вообще говоря, успешное запоминание материла(произвольное и непроизвольное) возможно тогда, когда учащиеся выполняют над ним активную мыслительную деятельность и эта деятельность способствует углубленному пониманию материала. Иногда же оказывается полезным использование специальных приемов, облегчающих запоминание учебного материала. Такие приемы называются мнемоническими. Они применяются с привлечением мнемонических схем, фраз, опорных сигналов и т. д.

В качестве примера можно привести способ разъяснения определения правильной и неправильной дроби.

"Представьте что числитель и знаменатель перетягивают канат:

Если числитель больше знаменателя - дробь неправильная;

Если знаменатель больше числителя - дробь правильная;

Если они равны, то ничья и дробь равна единице."

Эти методы хорошо работают в младших классах, но не надо отказываться от их использования и в старших классах. Например на геометрии(биссектриса – крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru