Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 1

На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки.

1. Возрастание требований к специалисту со стороны профессиональной сферы, вызванное как формированием в России рыночных отношений, так и глобальными факторами – развитием современных технологий и возрастанием конкуренции. Всё это требует от человека профессиональной мобильности, потребности к самообразованию и других личностно-профессиональных компетенций, формирование которых должно начинаться уже на этапе общего образования. Возникающие процессы "вертикальной интеграции" в системе образования, когда требования каждого последующего этапа жизни и образования становятся образовательным заказом для предшествующего этапа, потребовали пересмотра традиционной концепции старшей школы, усиления её профориентационной направленности на новом уровне с учётом возрастающей интеллектуализации современного труда, а также более глубокой целевой и содержательной интеграции с профессиональной школой.

2. Изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это невозможно в условиях однообразия образовательных учреждений, реализующих единообразные образовательные программы. Ответом на изменившийся социальный заказ стало утверждение и распространение различных форм образовательной вариативности и, как одной из её форм – профильного обучения на старшей ступени общего образования. Как отмечает В.С. Лазарев, "вариативность – это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Вариативные системы создаются на основе дифференциации потребителей образовательных услуг школы и компонентов самого образовательного процесса".

3. В последние десятилетия ХХ в. отчётливо обозначился глобальный феномен, получивший наименование "кризис знаний". Общее образование, строящееся на основе принципа научности, должно отражать наиболее современные тенденции развития науки. Однако уже с начала 1970-х гг. стало ясно, что интенсивное возрастание объёма научной информации вступает в противоречие с темпами развития познавательных возможностей школьников. Это несоответствие ставит перед педагогической наукой задачу: определить оптимальный объём и структуру научных понятий, отражающих современные успехи и тенденции развития наук. Однако все попытки определить объём и структуру содержания школьного образования "раз и навсегда" оканчивались неудачей в силу естественного развития наук. Характернейший пример: программы школьных курсов естественнонаучных дисциплин 1966 г., в момент своего принятия являвшиеся оптимальными с точки зрения развития науки, но устаревшие уже в течение 10 лет с момента разработки. Другой аспект "кризиса знаний" состоит в том, что прогрессирующая вслед за развитием наук специализация содержания учебной литературы и образовательных программ ведёт к увеличению объёма фактологических знаний, которыми должны овладеть школьники. В результате возникает определённое противоречие между развитием содержания и формированием навыков поисково-исследовательской деятельности – одной из основных ценностей естественнонаучного образования. "Погоня за знаниями" в условиях естественного дефицита времени вытесняет чрезвычайно важные методологические и практические компоненты как социально-гуманитарного, так и естественнонаучного общего образования. Очевидно, сами подходы к определению оптимального объёма и содержанию общего образования должны быть иными, включая некий общекультурный, методологический и компетентностный инвариант, а так же профильный компонент.

Разрешить обозначенные проблемы и призвано было введение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профилизация в рамках стратегии модернизации образования существенно трансформирует существовавшую ранее модель полного среднего образования, эффективность которой неуклонно снижалась. Трудность построения старшей профильной школы была очевидна изначально – начиная с разработки структуры и содержания образования и заканчивая организацией образовательного процесса в конкретных классах и группах, образовательных сетях. Проблемы и противоречия введения профильного обучения на старшей ступени общего образования стали особым предметом нашего анализа. Однако, прежде чем приступить к научному анализу данных проблем, представляется целесообразным охарактеризовать их видение со стороны различных категорий населения.

Согласно данным социологических опросов, проведённых ВЦИОМ и отдельными исследователями, основные проблемы в реализации схемы профильного обучения российские граждане видят в отсутствии:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

История развития джаз-танца
Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: свободный танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми – рабами из Африки, исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность ...

Организация домашних заданий и работа по преодолению типичных недостатков в самостоятельной работе
Развитие познавательной активности учащихся всецело связано с самостоятельностью, которая практически выражается в домашних заданиях выполняемых детьми под руководством учителя. Применительно к среднему этапу обучения домашние задания понимаются как решение познавательных задач, "в основе кото ...

Понятийный аппарат информационных технологий обучения
Совершенствование технологий обучение занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы. Анализ работ ведущих специалистов в области дидактики показывает, что тех ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru