Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 1

На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки.

1. Возрастание требований к специалисту со стороны профессиональной сферы, вызванное как формированием в России рыночных отношений, так и глобальными факторами – развитием современных технологий и возрастанием конкуренции. Всё это требует от человека профессиональной мобильности, потребности к самообразованию и других личностно-профессиональных компетенций, формирование которых должно начинаться уже на этапе общего образования. Возникающие процессы "вертикальной интеграции" в системе образования, когда требования каждого последующего этапа жизни и образования становятся образовательным заказом для предшествующего этапа, потребовали пересмотра традиционной концепции старшей школы, усиления её профориентационной направленности на новом уровне с учётом возрастающей интеллектуализации современного труда, а также более глубокой целевой и содержательной интеграции с профессиональной школой.

2. Изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования: от школы требуется создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это невозможно в условиях однообразия образовательных учреждений, реализующих единообразные образовательные программы. Ответом на изменившийся социальный заказ стало утверждение и распространение различных форм образовательной вариативности и, как одной из её форм – профильного обучения на старшей ступени общего образования. Как отмечает В.С. Лазарев, "вариативность – это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Вариативные системы создаются на основе дифференциации потребителей образовательных услуг школы и компонентов самого образовательного процесса".

3. В последние десятилетия ХХ в. отчётливо обозначился глобальный феномен, получивший наименование "кризис знаний". Общее образование, строящееся на основе принципа научности, должно отражать наиболее современные тенденции развития науки. Однако уже с начала 1970-х гг. стало ясно, что интенсивное возрастание объёма научной информации вступает в противоречие с темпами развития познавательных возможностей школьников. Это несоответствие ставит перед педагогической наукой задачу: определить оптимальный объём и структуру научных понятий, отражающих современные успехи и тенденции развития наук. Однако все попытки определить объём и структуру содержания школьного образования "раз и навсегда" оканчивались неудачей в силу естественного развития наук. Характернейший пример: программы школьных курсов естественнонаучных дисциплин 1966 г., в момент своего принятия являвшиеся оптимальными с точки зрения развития науки, но устаревшие уже в течение 10 лет с момента разработки. Другой аспект "кризиса знаний" состоит в том, что прогрессирующая вслед за развитием наук специализация содержания учебной литературы и образовательных программ ведёт к увеличению объёма фактологических знаний, которыми должны овладеть школьники. В результате возникает определённое противоречие между развитием содержания и формированием навыков поисково-исследовательской деятельности – одной из основных ценностей естественнонаучного образования. "Погоня за знаниями" в условиях естественного дефицита времени вытесняет чрезвычайно важные методологические и практические компоненты как социально-гуманитарного, так и естественнонаучного общего образования. Очевидно, сами подходы к определению оптимального объёма и содержанию общего образования должны быть иными, включая некий общекультурный, методологический и компетентностный инвариант, а так же профильный компонент.

Разрешить обозначенные проблемы и призвано было введение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профилизация в рамках стратегии модернизации образования существенно трансформирует существовавшую ранее модель полного среднего образования, эффективность которой неуклонно снижалась. Трудность построения старшей профильной школы была очевидна изначально – начиная с разработки структуры и содержания образования и заканчивая организацией образовательного процесса в конкретных классах и группах, образовательных сетях. Проблемы и противоречия введения профильного обучения на старшей ступени общего образования стали особым предметом нашего анализа. Однако, прежде чем приступить к научному анализу данных проблем, представляется целесообразным охарактеризовать их видение со стороны различных категорий населения.

Согласно данным социологических опросов, проведённых ВЦИОМ и отдельными исследователями, основные проблемы в реализации схемы профильного обучения российские граждане видят в отсутствии:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики
Идея профильной дифференциации обучения прослеживается в отечественной педагогике практически с начала введения массовых форм обучения, т.е., уже с первой трети XVIII в. Однако первоначально профильно-дифференцированный подход выступал в форме учёта индивидуальных ("профильных") особеннос ...

Управление познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения
Управление познавательной деятельностью обучаемых–необходимая составная часть дидактического процесса. Во многих педагогических монографиях и диссертациях достаточное внимание уделяется рассмотрению особенностей этого процесса. Причем в них доказывается, что любая учебная деятельность всегда управл ...

Игра в истории человечества
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисто ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru