Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 9

Следует отметить, что процесс диверсификации образовательного пространства России изначально играет двойственную роль. В условиях усиливающейся поляризации общества происходит процесс закрепления социального неравенства посредством вариативного образования. По мнению члена-корреспондента РАН М.Н. Руткевича, социальная дифференциация приобретает характер "социальной поляризации, которая наиболее остро проявляется в процессе формирования молодого поколения". На данный момент сложилась практика поступления в "продвинутые" учебные заведения (или классы) не столько по врождённым способностям, сколько в соответствии с возможностями семьи создавать своим детям условия для полноценной учёбы, приобретать в достаточном количестве литературу, нанимать репетиторов, оплачивать дополнительные образовательные услуги и т.д.

В соответствии с приведённым мнением профилизация старшей ступени обучения (если она будет происходить по законам стихийно формирующегося рынка образовательных услуг) представляется фактором дальнейшего разделения российского общества по образовательному цензу.

Некоторые исследователи, опираясь на собственный опыт, указывают на опасность возникновения "квазипрофильных" классов с непопулярными профилями, куда будут собирать "слабых" и "трудных" учеников . Эта проблема известна по опыту реализации профильного обучения за рубежом. Так, Э.А. Аксёнова отмечает, что во Франции остро стоит проблема социальной селекции и социально-престижной неравноценности профилей. Достаточно распространено мнение: "гуманитарный профиль – это тупик, естественнонаучный – это серьёзно". Однако не только естественнонаучный, но и гуманитарный профиль пользуются значительно большей популярностью, чем технические. В школах США около 85% школьников, обучающихся не на академическом профиле, – это дети из низших слоёв американского общества.

Таким образом, сложность теоретической разработки и практической реализации профильного обучения определяется специфически неразрывным единством психолого-педагогических, организационно-педагогических и социально-педагогических аспектов.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Полезная информация:

Специфика использования дидактических игр в процессе развития речи детей второго года жизни
Развитие речи детей-сирот второго года жизни – сложный, систематический процесс. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Форм ...

Формирование экологической культуры младших школьников в учебном процессе
Учебно-воспитательный процесс – это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебн ...

Назначение учебного плана
План — это рабочий документ для разных пользователей: Для обучающихся Когда абитуриенты выбирают будущую профессию или специальность они вправе затребовать полную информацию об образовательных программах, получаемых в результате успешно завершенного образования квалификациях и возможностях трудоуст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru