Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков

Образование и воспитание » Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Кризис гуманизма особенно характерен для нашей страны, переживающей тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, культуры, образования, серьезное изменение традиционного образа жизни.

Условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисном обществе неблагоприятны. Вызывает тревогу состояние здоровья детей. Так, по данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. Общий рост хронических заболеваний детей за последние 10 лет вырос в 2,5 раза. В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения.

Степень разработанности проблемы. В исследовании проблемы формирования здорового образа жизни имеется несколько направлений:

- философско-социологическое (А.П. Бутенко, И.М. Быховская, В.З. Коган, А.В. Лисовский, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич и др.);

-медико-гигиеническое (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И. Брехман, И.В. Давыдовский, Ю.Л. Лисицын, В.П. Петленко и др.);

- психолого-педагогическое (А.В. Барышева, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, Т.А. Ильина, В.М. Минияров, В.А. Сластенин и др.).

Исходя из выше сказанного, работа по формированию здорового образа жизни у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования "Работа школьного социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков".

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков?

Цель исследования - выявить и апробировать наиболее эффективные социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни.

Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни подростков в деятельности общеобразовательной школе

Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в теории и практике образования, изучить критерии формирования здорового образа жизни у подростков.

2. Выявить систему социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни у подростков.

3. Осуществить диагностику уровня сформированности здорового образа жизни подростков.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной системы педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков.

В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что социально-педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни подростков являются:

1) благоприятный психологический климат;

2) активная творческая обстановка;

3) пропаганда здорового образа жизни

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на разных этапах исследования используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа и синтеза литературы, наблюдения, беседы, ранжирования, анкетирования, примера, сравнения, обобщения, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОАУ СОШ №49 г. Орска, 9А класс, классный руководитель - Алёхина Л.А., социальный педагог первой квалификационной категории - Коваленко А.П.

Методологическую основу исследования составляют современные научные труды валеологов в области формирования здорового образа жизни у детей (Вайнер Э.Н., Овчарова Р.В., Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев).

В процессе подготовки курсовой работы нами использовались исследования валеологов - Дыхан Л.Б., Апанасенко Г.А., Соковня-Семенова И.И. и др.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании выбора социально-педагогических условий формирования мотивации ЗОЖ подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том что:

а) результаты позволят расширить спектр средств, способствующих повышению эффективности формирования здорового образа жизни у подростков; б) апробирована система профилактики и установлена ее эффективность; в) разработан комплекс информационно-обучающих занятий, направленный на повышение знаний здорового образа жизни у подростков; г) полученные данные могут быть использованы в деятельности как педагогов общеобразовательных школ, так и работников социальной сферы.

Курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключение, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первом разделе "Теоретические аспекты здорового образа жизни" анализируется сущность понятий "здоровый образ жизни", "здоровье", выделяются критерии формирования здорового образа жизни у подростков, определены эффективные социально-педогогические условия формирования здорового образа жизни у подростков.

Во втором разделе "Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у подростков" представлены результаты опытно-экспериментальной работы, доказывается целесообразность выбранного нами подхода к изучению социально-педагогических условий, способствующих эффективному формированию здорового образа жизни подростков.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 56 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, диаграммы. Список использованной литературы включает 28 источников.

На защиту выносятся следующие положение:

1. Работа по формированию здорового образа жизни представляет собой систему мер, направленных на профилактику болезней и укрепление здоровья подростков, посредством формирования ценностного отношения к здоровью.

2. Социально-педагогическими условиями эффективного формирования здорового образа жизни у подростов являются:

1) благоприятный психологический климат;

2) активная творческая обстановка;

3) пропаганда здорового образа жизни.

Полезная информация:

Классификация методов обучения по дидактической цели
В данной классификации выделяют следующие методы обучения: — методы приобретения новых знаний; — методы формирования умений и навыков; — методы применения знаний; — методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации высту ...

Взаимоотношения отца и дочери
В жизни дочери папа – это первый мужчина, которого она встречает в своей жизни, долгое время она считает его единственным. От того, как сложится отношение отца и дочери, впервые 5–7 лет, зависит, кем будут для неё мужчины во взрослой жизни. Сможет ли она доверять им, рассчитывать на их помощь, смож ...

Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru