Применение принципа наглядности

Страница 1

Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. К.Д.Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятие какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.

Рассмотрим принцип наглядности на примере различных вопросов темы «Денежно-кредитная система». Допустим, при объяснении раздела данной темы «Банки и банковская деятельность» можно в качестве наглядности подготовить плакат, который нужно будет продемонстрировать лишь в необходимый момент, во время изложения второго вопроса плана урока «банковская система» (рис.1). Чертить на доске схему будет нецелесообразно, так как это займет некоторое время и может отвлечь внимание учащихся от логики изложения материала.

На первом уроке раздела «Денежно-кредитная система» можно использовать и технические средства обучения, например, диапроектор с демонстрацией слайдов «эволюционная теория происхождения денег Адам Смита». Т.о. учащимся будет очень интересен новый материал, им будет легко запомнить процесс образования денег, которыми мы пользуемся на сегодняшний день.

Рисунок 1 - Форма построения банковской системы

Также очень удобно при объяснении различных классификаций использовать наглядность для более прочного усвоения знаний. Допустим, при объяснении темы «Ссудный процент» использовать таблицу (рис.2), которую можно чертить на доске по мере объяснения темы, т.е. начиная с признака классификации «по формам кредита» рассказывать о каждой форме в отдельности: написать на доске на доске «коммерческий» - объяснить, затем «банковский» - объяснить и т.д. Соответственно учащимся в это время необходимо заносит данные себе в тетрадь, также в виде табицы.

Признак

Форма ссудного процента

По формам кредита

Коммерческий

Банковский

Потребительский

По лизинговым сделкам

По государственному кредиту

По видам кредитных учреждений

Учетный процент Центрального банка

Банковский

По операциям ломбарда

По видам инвестиций с привлечением кредита банка

По кредитам в оборотные средства

По инвестициям в основные фонды

По инвестициям в ценные бумаги

По срокам кредитования

По краткосрочным ссудам

По среднесрочным ссудам

По долгосрочным ссудам

По видам операций кредитного учреждения

Депозитный

Вексельный

Учетный процент банка

По ссудам

Рисунок 2 - Классификация форм ссудного процента

Можно также привести в пример и множество различных диаграмм, показывающих динамику, допустим, использования кредитов банка населением страны за последние три года (рис.3) на уроке по теме «Кредитно-банковская система». Демонстрацию графика необходимо сопровождать объяснением того процесса, который отражает данный вид наглядности, допустим, таким образом: «на графике явно видно, что популярность использования кредитов в нашей стране заметно возросла по сравнению с прошедшими годами, это объясняется тем, что кредитная система намного лучше стала функционировать в рыночных условиях на сегодняшний день, возросло доверие граждан и их культура, но еще в недостаточной степени по отношению к странам Запада», или показать схематически взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений на уроке «Денежная система и денежное обращение». Все это позволит учащимся более полно и цельно представить картину изучаемого вопроса.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

История развития учебного кино
Учебное кино стало развиваться сразу после изобретения кинематографа братьев Л. и О. Люмьер (1895). В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления У. к. характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство учебных фильмов началось в США, где Т.А. Эд ...

Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» в науке
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...

Умение исследовать в системе специальных знаний
Умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач, ибо выполнение каждого сложного действия выступает для ученика как решение задачи. Исследовательские умения можно разделить на общи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru