Сущность понятия здорового образа жизни

Страница 1

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Понятие "здоровый образ жизни" однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом (А.П. Бутенко, И.М. Быховская, В.З. Коган, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич).

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации (А.В. Барышева, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, Т.А. Ильина, В.А. Сластенин). Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая - (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И., Брехман, Ю.Л. Лисицын, В.П. Петленко); однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

Определение понятия "здоровье человека", принятое Всемирной организацией здравоохранения, связывает его с состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических недостатков.

Здоровье - важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;

2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как "стратегия жизни человека”.

И.И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что "здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации”.

Один из основателей валеологии Т.Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком.

О.С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сравнительный анализ состояния фонематической системы у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием.
Сравнительная количественная характеристика выполнения заданий по всем видам исследования фонематической системы у дошкольников (в%) представлена в таблице 9. Успешность выполнения заданий детьми контрольной группы на слуховое внимание – 100%, экспериментальной группы – 89%. Успешность выполнения з ...

Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать положительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологической грамотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедицион ...

Планы уроков по технологии
План урока №1 Раздел программы: Художественная обработка древесины. Тема: Мозаика на изделиях из древесины. Класс: 7 Время: 45 мин. Образовательные цели - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомить учащихся с ходом действий в создании мозаики на изделиях из древесины; 2. Дать понятие о ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru