Перспективы развития системы довузовского образования

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Перспективы развития системы довузовского образования

Страница 1

Реализация современной стратегии модернизации российского образования обусловит коренную реструктуризацию системы довузовского образования.

В настоящее время наиболее распространенными организационными формами довузовского образования в университете являются следующие:

1) подготовительные курсы;

2) подготовительное отделение;

3) лицейские классы (Малые академии);

4) занятия по индивидуальному договору с абитуриентом.

На подготовительных курсах учебный процесс направлен в первую очередь на приобретение слушателями практических навыков решения заданий ЕГЭ или ориентирован на банк задач конкретного вуза. Вместе с тем достаточное внимание уделяется основным теоретическим понятиям, положениям и методам решения.

Ежегодно отмечается низкий начальный уровень подготовки слушателей дневного отделения. В связи с этим на подготовительном отделении в учебном процессе используются различные методы обучения: рациональное сочетание теоретических знаний и практических навыков, наличие общих методик решения основных классов задач, активная работа слушателей на занятиях с раздаточным материалом, наличие различных форм текущего контроля знаний. Это позволяет абитуриентам успешно сдавать вступительные экзамены в весьма широкий спектр вузов. К преподаванию на подготовительном отделении привлекаются высококвалифицированные преподаватели соответствующих кафедр. Кроме того, привлекательность довузовской подготовки на подготовительном отделении заключается в большом количестве дополнительных часов по предметам профильных испытаний и значительное количество профориентационных мероприятий, кураторских часов с участием психологов.

В лицейских классах (Малых академиях) учебный процесс характеризуется, в первую очередь, наличием учащихся, прошедших через многоэтапную процедуру отбора. Один из основных факторов привлекательности такой формы – это получение качественного образования с помощью университетских преподавателей и знакомство со специальностями и специализациями вуза.

Занятия по индивидуальному договору с абитуриентом востребованы, но к недостаткам следует отнести невозможность объективной оценки абитуриентом своей конкурентоспособности, отсутствие контроля за качеством учебного процесса, недоступность этой формы обучения для широких масс в силу причин финансового характера.

Краткий анализ существующих форм довузовской подготовки позволяет сформулировать следующие основные направления деятельности системы довузовского образования:

1. Подготовка абитуриентов к ЕГЭ с целью получения ими сертификатов высокого уровня.

2. Обучение абитуриентов формам организации учебного процесса в вузе.

3. Расширение спектра услуг по довузовской подготовке: информационной, диагностической, коррекционно-развивающей, адаптирующей.

4. Создание системы дистанционного обучения абитуриентов.

5. Интеграция различных учебных заведений по реализации совместных программ обучения, обеспечивающих преемственность требований средней и высшей школы.

6. Издание учебно-методической литературы для абитуриентов.

Довузовское образование – базовое звено непрерывного профессионального образования, которое способствует профессиональной ориентации учащихся и, в конечном счете, повышает качество будущих специалистов.

В последние годы сокращается доступность высшего образования, особенно для молодежи, проживающей в сельской местности. Особенность республики заключается в низкой плотности населения при большой территории, разбросанности населенных пунктов, миграции населения; слабо развитая инфраструктура усложняет развитее высшего образования в республике.

Опыт многих стран показывает, что форма дистанционного обучения весьма привлекательна и эффективна. Это объясняется следующими факторами: низкой стоимостью обучения (в 5–10 раз ниже, чем при очной форме обучения) за счет отсутствия затрат на дорогу, использование основных фондов учебного заведения, расходов на общежитие и т.п.; возможностью получить подготовку по любой специальности в удобное для ученика время и в удобном для него месте. При этом время обучения не имеет ограничений и может прерываться в зависимости от желаний ученика и его финансовых возможностей. Исторически сложилось так, что учебные центры страны развивались только в крупных городах. Для получения необходимого перспективного образования многим жителям страны приходилось приезжать на учебу в эти города. В настоящее время высокие конкурсы в учебные заведения, имеющие специальности госбюджетного финансирования, недостаточное количество мест в общежитии для студентов, высокая стоимость жизни в крупных городах, высокие тарифы на авиационный и другой транспорт сделали для многих жителей нашей республики традиционную очную форму образования проблематичной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Группа преобразований подобия и её подгруппы
Теорема 1. Множество всех преобразований подобия плоскости есть группа преобразований, называемая группой подобий. Доказательство. Если и - преобразования подобия с коэффициентами и , то - преобразования подобия с коэффициентом . Действительно является преобразованием плоскости. Докажем, что для лю ...

Сопоставление письменной речи глухих и слышащих школьников
По проводимым в разные годы наблюдениям психологов и сурдопедагогов, результаты которых опубликованы в учебнике "Психология глухих детей под редакцией И.М. Соловьева, слышащие ученики II класса по сравнению с глухими учащимися IV класса полнее, глубже, обобщеннее и вместе с тем дифференцирован ...

Внешкольное воспитание в дореволюционной России
Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вмест ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru