Перспективы развития системы довузовского образования

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Перспективы развития системы довузовского образования

Страница 2

Разрешение этого конфликта лежит в сфере создания широкой сети дистанционного обучения или заочного образования. Рассмотрим реальный контингент потенциальных потребителей дистанционной формы обучения. Так, к нему можно отнести: работающее взрослое население, неудовлетворенное своим служебным положением или профессией; безработных, решивших овладеть конкурентоспособной специальностью; абитуриентов, предполагающих поступить в высшее учебное заведение; инвалидов с ограниченной возможностью перемещения; молодежь, не имеющую средств для очного обучения; сельских жителей, не имеющих возможности в силу специфики работы обучаться очно.

Реформы образования, осуществляемые в средних и высших образовательных учреждениях, обусловливают осмысление новых путей развития вузов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки высококвалифицированных специалистов, введения ЕГЭ и ГИФО, определение приоритетов профориентационной политики. Необходимость обеспечения качества образования в вузе требует поиска эффективных профориентационных технологий работы с абитуриентами, студентами и специалистами.

Для повышения конкурентоспособности вуза важно осуществлять системную и комплексную профориентационную работу на довузовском, вузовском и послевузовском этапах, работать по созданию единой вузовской системы профориентации.

В этой связи в качестве приоритетов профориентационной политики вуза целесообразно считать:

обеспечение учащихся и абитуриентов дополнительным образованием, профориентационной информацией о специальностях вуза;

получение студентами качественного образования по специальностям в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами ВПО;

предоставление студентам дополнительных образовательных услуг по специальностям и обеспечение условий для профессионального самоопределения и развития профессионально важных качеств;

предоставление специалистам многообразия и вариативности профессионально-образовательных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

На довузовском этапе профориентации вузу необходимо осуществлять поиск своего абитуриента. С этой целью факультеты и институты должны организовать работу малых профильных академий, выбрать базовые школы и гимназии, создать широкую сеть профильных классов. При организации профориентационной работы следует использовать не только традиционные формы и методы довузовской подготовки, но и проводить дистанционные курсы, тестирование на определение намерений и реалистичности профессиональных планов учащихся с применением компьютерных программ. На факультете довузовского образования и профориентации целесообразно создать лабораторию профориентации и профессиональной подготовки по изучению образовательных и профессиональных потребностей учащихся, студентов, проведению исследований по актуальным проблемам вузовской профориентации. В перспективе требуется сформировать образовательные комплексы и модели «школа – колледж – вуз», «школа – вуз», «колледж – вуз».

На наш взгляд, такая гибкая профориентационная политика университета позволит осуществлять качественную профессиональную подготовку, подготовить компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту.

В системе «Школа – Вуз» апробировано и реализуется несколько направлений сотрудничества с учащимися средних общеобразовательных школ:

1. довузовские центры и профильные классы в сельских районах и городах;

2. Малая академия;

3. краевая интенсивная школа и летние научные школы старшеклассников;

4. подготовительные курсы (шестимесячные, трехмесячные, двухнедельные, заочные).

Довузовские центры

Довузовские центры функционируют на основании договоров о творческом сотрудничестве между Вузом, агентством образования администрации, администрациями районов, управлениями образования, образовательными учреждениями и планов совместных мероприятий. Довузовские центры позволяют наиболее полно удовлетворить потребности учащихся отдельных удаленных сельских школ края в углубленных знаниях, эффективно осуществлять научно-методическое обеспечение центров. Структуру довузовских центров составляют профильные классы по следующим направлениям: естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному.

Профильные классы

Важным звеном, позволяющим создать условия для раскрытия способностей учащихся является предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников. В рамках этого направления разработаны профильные курсы в соответствии с запросами потребителя (учащихся школ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Методики работы классного руководителя
Многообразие и сложность обязанностей классного руководителя требует научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к ее рассмотрению. Деятельность по изучению учащихся. Изучение учащихся классным руководителем связано с выполнением когнитивно-диагностической функции. Пров ...

Гигиенические проблемы школьной зрелости
Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возраст ...

Культурно-досуговая деятельность вуза
Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru