Методика ознакомления дошкольников с цифрами. Современные технологии развития числовых представлений дошкольников

Образование и воспитание » Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении » Методика ознакомления дошкольников с цифрами. Современные технологии развития числовых представлений дошкольников

Страница 1

Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно — от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса и т. д. и т. п.

Цифра — это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Ранняя символизация ради манипулирования символами не имеет смысла, если ребенок не понимает сущности процесса счета как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества. Момент для знакомства детей с цифрами педагог определяет сам, когда видит, осознанно или нет дети считают (достаточно и счета до 3). Если это так, то уже можно знакомить детей с цифрами. Необходимо помнить, что цифры — понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.

В связи с этим лучше не смешивать процесс обучения счету со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов — это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы педагога при знакомстве детей с цифрами:

· научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);

· научить детей соотносить слово — числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестезически).

Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание).

Вопрос о месте нуля среди других чисел является важным для правильного формирования представления о натуральном ряде. В школе данный вопрос рассматривают после знакомства со всеми числами первого десятка и после того, как ребенок освоился с тем, что числа в ряду располагаются в определенном порядке, у каждого из них есть свое, четко определенное место, которое не может меняться ни при каких обстоятельствах. Имеет смысл следовать той же методической последовательности и при изучении чисел с дошкольниками.

При этом не стоит располагать последовательность цифр 0123456789 на стене группы для того, чтобы она часто попадалась на глаза ребенку. Ребенок фиксирует (запоминает) ряд в таком виде, будучи убежден, что нуль — первое число в ряду, т. е. что нуль — натуральное число. В дальнейшем этот стереотип бывает трудно преодолеть.

Предлагая детям сосчитать какую-либо группу предметов, например шесть кукол, воспитатель обращает внимание на то, что можно узнать о количестве кукол, не видя их самих, а только посмотрев на карточку с шестью кружками на полоске. Она просит детей вспомнить, когда они это делали раньше. Дети вспоминают, что они отыскивали группу игрушек и подкладывали к ним карточки, на которых было такое же количество кружков. Педагог подтверждает правильность детских воспоминаний и говорит, что кукол можно условно обозначить кружками. Педагог на следующем этапе задает детям следующие вопросы: «А всегда ли кружки должны быть расположены в ряд?». Выслушав несколько ответов, показывает числовую фигуру − «А этой числовой фигурой можно показать количество наших кукол?» Далее педагог предлагает детям условно обозначить группы игрушек соответствующей числовой фигурой. Постепенно воспитатель подводит детей к выводу: «Но ведь кружки на числовой фигуре приходится считать, как и кукол. А не знает ли кто-нибудь, как взрослые обозначают количество, не считая кружки на карточке, и сразу узнают, что одна карточка — это три, другая — пять, третья — восемь. Кто догадается?»

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Заключительное занятие по теме «Законы движения Ньютона»
Целью заключительного занятия является систематизация и обобщение знаний учащихся по теме. Может быть рекомендован следующий план проведения этого занятия. 1.Предмет и задачи динамики. 2.Основные понятия динамики. 3.Масса. 4.Сила. 5.Первый закон Ньютона (формулировка закона, его проявления в природ ...

Понятие сенсорного воспитания ребенка, и генезис его развития
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправ­ленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседнев­ной жизни, в процессе игр, труда, по м ...

Система образования в Дании
Официальное название: Королевство Дания Географическое положение: расположена в Западной Европе на полуострове Ютландия и островах Датского архипелага. Площадь 44,5 тыс. кв. км. Население: 5,356 млн. чел. Столица: Копенгаген (с пригородами – более 1,5 млн. жителей) Национальный состав: около 98% – ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru