Перспективы развития системы довузовского образования

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Перспективы развития системы довузовского образования

Страница 3

Малая академия

Концепция деятельности Малой академии – поиск и отбор талантливой молодежи среди учащихся школ, лицеев, колледжей для поступления на специальности определенного профиля, затем их дальнейшее сопровождение через НИРС – (публикации, выступления) – аспирантура – формирование кадрового потенциала.

Цель деятельности Малой академии: создание единого научно-образовательного пространства в системе непрерывного образования «Школа – ПУ – Колледж (Техникум) – Вуз» с целью привлечения молодежи к исследовательской и проектной деятельности, повышения престижа образования и науки.

В рамках Малой академии работают отраслевые отделения творческие лаборатории:

Подготовительные курсы и подготовительное отделение

Получение образования на более высокой ступени, требует и более глубокого знания общеобразовательных предметов, чтобы выдержать конкурсный отбор при поступлении в вуз. В связи с этим традиционной и стабильной формой работы со школьниками и выпускниками средних общеобразовательных школ являются подготовительные курсы (6-месячные, 3-х месячные, двухнедельные), заочные курсы и подготовительное отделение. Цель работы курсов, отделения, – это углубленное изучение предметов, вынесенных на вступительные испытания, в том числе подготовка к единому государственному экзамену. Контингент слушателей подготовительных курсов и подготовительного отделения стабилен и составляет 400–500 человек ежегодно.

Довузовская подготовка в системе среднего общего и среднего профессионального образования позволяет формировать на 42,4–65,9% контингент студентов 1 курса через длительные формы довузовской подготовки (подготовительные курсы, Малая академия, довузовские центры). Краткосрочные образовательные модули (конкурс НИР, летние научные школы, слеты участников системы непрерывного образования), в большей степени, имеют профориентационное значение, способствуя школьникам осознанному выбору дальнейшего жизненного пути.

Организация таких молодежных форумов позволяет осуществлять сопровождение молодежи от школьника до студента – аспиранта – специалиста, привлекая к обучению в вузе талантливых старшеклассников.

Реализация этих направлений позволяет с определенной регулярностью организовывать массовые форумы старшеклассников, которые через коммуникации «ученик – ученик», «ученик – преподаватель вуза», «педагог школы – преподаватель вуза», информируют молодежную среду об инновациях в вузе, что способствует осознанному самоопределению школьника. Учащийся, прошедший путь профильной школы в разных ее проявлениях, имеет большую степень вероятности не ошибиться в выборе своего дальнейшего жизненного пути. Эти студенты, как правило, формируют студенческую элиту и аспирантуру.

Элективные курсы и профессиональная ориентация в школе

Новой реальностью российской образовательной системы становится переход средней школы на профильное обучение, которое явилось этапом развития и модернизации нашего общества в целом. Выпускник новой школы должен быть подготовлен в соответствии с требованиями современного информационного общества. Для того чтобы найти свое место в ней, молодому человеку необходимо, прежде всего:

– достигнуть понимания самого себя и окружающей среды,

– разобраться в социальных и профессиональных запросах, в потребностях рынка труда,

– пройти конкурс по интеллектуальной, культурной, моральной и эстетической подготовке,

– проявить свои возможности и таланты, весь творческий потенциал для дальнейшего развития, образования, становления, роста и совершенствования будущей профессиональной деятельности. Этот результат и является главной задачей реформированной школы.

Для ее решения концепция профильного обучения предлагает различные комбинации базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим «рамочным требованиям» в соответствии с нормами учебной нагрузки (от 33 – до 36 часов в неделю). Составляются многочисленные варианты сочетаний данных курсов по существующим профилям: естественно-математическому, социально-экономическому, гуманитарному, технологическому. Учащиеся старшего звена, поставленные в ситуацию выбора одного из них, должны будут определиться со своими способностями и склонностями, мотивациями и навыками, пройти диагностику профессиональной направленности и пригодности. При этом, несомненно, ему необходимо оказать помощь, дать определенные установки по профессиональной ориентации и со стороны семьи и школы, теории и практики, социологии и психологии, учителей-предметников и преподавателей вуза, представителей типов профессий – специалистов, работающих в разных сферах, учреждениях. Учащийся должен учиться по правильно выбранному профилю, и обучение должно обеспечить ему начальную основу его будущей профессионально-трудовой деятельности, составить его базу и дальнейшее продвижение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, ...

Группа преобразований множества. Подгруппа группы преобразований
В геометрии приходится производить не одно, а несколько преобразований, следующих друг за другом. Случай, когда рассматривается совокупность преобразований, обладающая тем свойством, что каждую конечную последовательность преобразований этой совокупности можно заменить одним преобразованием той же ...

Процесс социализации как явление
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который употребил его в значении, близ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru