Перспективы развития системы довузовского образования

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Перспективы развития системы довузовского образования

Страница 4

В данном аспекте для повышения результатов профильного обучения целесообразно было бы привлечение в школьный образовательный процесс специалистов высшей школы. Если базовые и профильные курсы успешно преподаются учителями-предметниками, то элективные курсы вызывают у них некоторые затруднения. Профильный курс уже предполагает углубленное изучение предметов по выбранному направлению. А элективные курсы по ним должны давать гораздо более специализированные знания, умения и навыки, системное видение, универсальность мышления, научность взглядов. Преподавателей вуза к данному виду деятельности должны обязывать проблемы непрерывного образования, забота о состоянии и уровне подготовленности будущего студента, воспитание компетентности и культуры качества, формирование имиджа будущего специалиста. Таким образом, взаимовыгодное решение и организация работы в таком ракурсе могло бы привнести пользу и результат в профессиональной подготовке абитуриента.

Подобного подхода требует и подготовка учебно-методической базы элективных курсов. Некоторые программы, составленные самими учителями, по которым они работают, далеки от стандарта, требуют доработок или пересмотра вообще. Им необходима помощь методистов, теоретиков, специалистов более высокого уровня. Школа нуждается в разработанных программах и методических пособиях по преподаванию элективных курсов. И их надо выпустить в ближайшем будущем быстрыми темпами.

Система «лицей – вуз» имеет целый ряд преимуществ перед традиционными формами образования. Обеспечивая психолого-педагогические условия развития личности учащихся в соответствии с их способностями и профессиональными склонностями, она оптимизирует процессы социально-психологической адаптации при переходе от одной ступени образования к другой. В рамках интеграции высшего и среднего образования открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении.

Организация образовательного процесса в инновационном учреждении, каковым является лицей, потребовала разработки научно-методических и правовых основ его функционирования. В настоящее время здесь апробируется нетрадиционная модель образовательного процесса, построенная на принципах развивающего обучения и отвечающая передовым идеям педагогической науки. Ее уникальность состоит, прежде всего, в том, что она создает условия для расширения «поля зрения» будущего специалиста, его адаптации в профессиональном и научном сообществе с первых шагов профессионализации.

Взаимодействие лицеистов и преподавателей несет в себе особый уровень отношений: ценности одного могут быть поняты другим и отнесены, «примерены» к себе.

В личностной модели образования ценностные ориентации являются содержательной стороной развития, и данный факт призван изменить весь облик образовательного процесса. Практическая деятельность преподавателя и лицеиста в процессе обучения математике, физике, информатике опирается на формирование у учащихся научного стиля мышления.

Наиболее яркие последствия, связанные с повышением качества образования, отмечаются в системе «лицей – вуз», особом виде интеграции общего среднего и высшего профессионального образования.

Довузовская подготовка и профориентационная работа в условиях профильного обучения

В концепции профильного обучения особое место занимает предпрофильная подготовка учащихся. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две части одной системы – подготовки учеников к осознанному выбору своего профессионального пути. Чтобы успешно продолжить обучение в профильном классе старшей ступени, учащемуся необходимо «самоопределиться» гораздо раньше – 8–9 классе. Остановившись на том или ином профиле обучения, он должен направить свои основные образовательные усилия на освоение тех дисциплин, которые определяются как профильные и в дальнейшем сыграют определяющую роль, как при выборе профессии, так и в успешной самореализации в жизни. Поэтому система довузовской подготовки в условиях профильного обучения должна в обязательном порядке охватывать учащихся предпрофильных классов.

Формами организации довузовской подготовки в условиях профильного обучения могут быть:

авторские курсы преподавателей ВУЗов – курсы по выбору для учащихся предпрофильных классов. Содержание курсов должно соответствовать познавательным возможностям школьников и одновременно предоставлять возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Состояние лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи: 1. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень). 2. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень). Базой для нашего исследования стал МАДОУ № ...

Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительн ...

Общая характеристика и особенности современного урока
Чтобы полностью охарактеризовать современный урок, выделить его основные закономерности поставим перед собой три вопроса и попытаемся ответить на них. Вопрос первый. Что является общей функцией урока? Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа; внешнее ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru