Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 8

Данные систематического анализа подтверждают эффективность разработанной региональной модели Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности в условиях государственно-частного партнерства.

Применение информационных технологий в довузовской подготовке дает возможность эффективной реализации дистанционных программ довузовской подготовки в удаленных от университетского центра населенных пунктах. Этому способствует активный процесс информатизации общего образования, оснащение школ современным компьютерным оборудованием, а также наличие у старшеклассников, вступающих на путь профессионального выбора, высокой мотивации к учебной деятельности, живого интереса к современной «компьютерной культуре» и новым образовательным технологиям.

До 2004 г. довузовская подготовка осуществлялась на основе комбинированной модели организации учебного процесса, включающей в себя как очные занятия, проводимые во время выездов преподавателей в учебные центры, так и дистанционные занятия. В настоящее время благодаря расширению методической и технологической базы появилась возможность увеличить объем дистанционных занятий, заменить выезды преподавателей технологиями ДО. Это позволило отработать вторую модель организации учебного процесса – обучение, осуществляемое полностью на основе дистанционных технологий.

С октября 2004 г. началась реализация дистанционных программ довузовской подготовки с применением спутниковых технологий на базе районных ресурсных центров и представительств. Подготовка ведется по девяти предметам школьной программы: математика, физика, биология, химия, география, русский язык, английский язык, история, обществознание. Программы предметов рассчитаны на 56–60 часов аудиторных занятий. По каждому из предметов составлен подробный учебный план с указанием распределения часов по формам учебной деятельности. При этом 50–70% учебного времени (в зависимости от специфики предмета) приходится на лекционные занятия, 30–50% – на сопровождение учебного процесса (контрольные работы, консультации).

Основу обучения по всем предметам составляют лекционные занятия, проводимые с применением технологий спутникового IP-вещания. Организовано ежедневное двухчасовое спутниковое вещание видеоуроков, которые в режиме реального времени ведут преподаватели. Помимо лекционных занятий, обучение включает в себя контрольные работы и консультации на основе сетевых технологий (chat, e-mail), и самостоятельную работу учащихся с учебными материалами. В организации учебного процесса участвуют школьные педагоги, выступающие в роли методиста или координатора по довузовской подготовке. В каждом учебном центре координатор организует занятия, консультирует учащихся по вопросам компьютерной грамотности, контролирует своевременное выполнение заданий и их пересылку преподавателям для проверки.

Следует отметить, что важным моментом в организации учебного процесса при дистанционном обучении является составление согласованных расписаний видеоуроков, консультаций и контрольных работ. Расписание видеоуроков на каждую неделю составляется предварительно и рассылается в учебные центры по электронной почте. В нем указываются предметы, дата и время, а также тема урока в соответствии с учебным планом. Зная тему лекции, учащиеся могут заранее подготовить вопросы к преподавателю и задать их посредством электронной почты до или во время лекции.

Преподаватель, таким образом, может скорректировать характер изложения материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Большинство центров довузовской подготовки имеют возможность записи и хранения видеоуроков. Повторный просмотр видеоуроков полезен для повторения и закрепления пройденного материала, позволяет учащимся более четко сформулировать вопросы к преподавателю, оставшиеся не ясными после изучения материала, которые они смогут задать во время консультаций. Расписание консультаций, проводимых в режиме on-line, составляется ежемесячно, с учетом графика лекций и графика выполнения контрольных работ.

Организация системы поддержки учебного процесса предусматривает оперативную обратную связь с преподавателем, что помогает школьникам организовать систематические занятия. В ходе консультаций, проводимых в режиме chat, ученики обсуждают с преподавателем результаты контрольных работ, учатся грамотно формулировать вопросы, оценивать правильность постановки вопросов другими учащимися. На таких консультациях у ребят появляется стремление быть лучшими среди своих сверстников из других центров. Выполнение контрольных работ помогает ученикам выявить имеющиеся в знаниях пробелы. Все выполненные контрольные задания обязательно комментируются преподавателем, что позволяет скорректировать индивидуальную учебную деятельность школьников. По таким предметам, как математика и русский язык, на сопровождение учебного процесса приходится около 50% учебного времени, что обусловлено необходимостью выполнения большего количества контрольных заданий, составленных с учетом особенностей университетских программ подготовки к вступительным экзаменам. При выполнении таких работ у учащихся формируются твердые навыки в решении задач, в написании сочинений-рассуждений, работе с текстом, которые, безусловно, будут очень ценны при сдаче конкурсных экзаменов в вуз.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Сущность символизации
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспита ...

План диагностики представлений детей дошкольного возраста
Для того, что бы определить уровень знания цифр каждого ребенка, необходимо организовать цикл дидактических игр-заданий, целью которых будет выявление знаний детей о цифрах. Так же диагностики необходима для выявления эффективности работы педагога по данному разделу в течение определенного периода. ...

Подготовительный этап логопедических занятий
Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а такжe систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru