Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 8

Данные систематического анализа подтверждают эффективность разработанной региональной модели Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности в условиях государственно-частного партнерства.

Применение информационных технологий в довузовской подготовке дает возможность эффективной реализации дистанционных программ довузовской подготовки в удаленных от университетского центра населенных пунктах. Этому способствует активный процесс информатизации общего образования, оснащение школ современным компьютерным оборудованием, а также наличие у старшеклассников, вступающих на путь профессионального выбора, высокой мотивации к учебной деятельности, живого интереса к современной «компьютерной культуре» и новым образовательным технологиям.

До 2004 г. довузовская подготовка осуществлялась на основе комбинированной модели организации учебного процесса, включающей в себя как очные занятия, проводимые во время выездов преподавателей в учебные центры, так и дистанционные занятия. В настоящее время благодаря расширению методической и технологической базы появилась возможность увеличить объем дистанционных занятий, заменить выезды преподавателей технологиями ДО. Это позволило отработать вторую модель организации учебного процесса – обучение, осуществляемое полностью на основе дистанционных технологий.

С октября 2004 г. началась реализация дистанционных программ довузовской подготовки с применением спутниковых технологий на базе районных ресурсных центров и представительств. Подготовка ведется по девяти предметам школьной программы: математика, физика, биология, химия, география, русский язык, английский язык, история, обществознание. Программы предметов рассчитаны на 56–60 часов аудиторных занятий. По каждому из предметов составлен подробный учебный план с указанием распределения часов по формам учебной деятельности. При этом 50–70% учебного времени (в зависимости от специфики предмета) приходится на лекционные занятия, 30–50% – на сопровождение учебного процесса (контрольные работы, консультации).

Основу обучения по всем предметам составляют лекционные занятия, проводимые с применением технологий спутникового IP-вещания. Организовано ежедневное двухчасовое спутниковое вещание видеоуроков, которые в режиме реального времени ведут преподаватели. Помимо лекционных занятий, обучение включает в себя контрольные работы и консультации на основе сетевых технологий (chat, e-mail), и самостоятельную работу учащихся с учебными материалами. В организации учебного процесса участвуют школьные педагоги, выступающие в роли методиста или координатора по довузовской подготовке. В каждом учебном центре координатор организует занятия, консультирует учащихся по вопросам компьютерной грамотности, контролирует своевременное выполнение заданий и их пересылку преподавателям для проверки.

Следует отметить, что важным моментом в организации учебного процесса при дистанционном обучении является составление согласованных расписаний видеоуроков, консультаций и контрольных работ. Расписание видеоуроков на каждую неделю составляется предварительно и рассылается в учебные центры по электронной почте. В нем указываются предметы, дата и время, а также тема урока в соответствии с учебным планом. Зная тему лекции, учащиеся могут заранее подготовить вопросы к преподавателю и задать их посредством электронной почты до или во время лекции.

Преподаватель, таким образом, может скорректировать характер изложения материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Большинство центров довузовской подготовки имеют возможность записи и хранения видеоуроков. Повторный просмотр видеоуроков полезен для повторения и закрепления пройденного материала, позволяет учащимся более четко сформулировать вопросы к преподавателю, оставшиеся не ясными после изучения материала, которые они смогут задать во время консультаций. Расписание консультаций, проводимых в режиме on-line, составляется ежемесячно, с учетом графика лекций и графика выполнения контрольных работ.

Организация системы поддержки учебного процесса предусматривает оперативную обратную связь с преподавателем, что помогает школьникам организовать систематические занятия. В ходе консультаций, проводимых в режиме chat, ученики обсуждают с преподавателем результаты контрольных работ, учатся грамотно формулировать вопросы, оценивать правильность постановки вопросов другими учащимися. На таких консультациях у ребят появляется стремление быть лучшими среди своих сверстников из других центров. Выполнение контрольных работ помогает ученикам выявить имеющиеся в знаниях пробелы. Все выполненные контрольные задания обязательно комментируются преподавателем, что позволяет скорректировать индивидуальную учебную деятельность школьников. По таким предметам, как математика и русский язык, на сопровождение учебного процесса приходится около 50% учебного времени, что обусловлено необходимостью выполнения большего количества контрольных заданий, составленных с учетом особенностей университетских программ подготовки к вступительным экзаменам. При выполнении таких работ у учащихся формируются твердые навыки в решении задач, в написании сочинений-рассуждений, работе с текстом, которые, безусловно, будут очень ценны при сдаче конкурсных экзаменов в вуз.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Анализ показателей экспериментальной и контрольной групп в ходе педагогического эксперимента
В контрольной группе применялась традиционная система проведения уроков физической культуры, рекомендованная программой по физическому воспитанию, где девушки выполняли обще-развивающие упражнения, гимнастику, спортивные игры, легкоатлетические упражнения и элементы художественной гимнастики. В экс ...

Восстановительный этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому ...

Понятие и сущность метода обучения
Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине. Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достиже ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru