Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 9

Таким образом, применение дистанционных технологий в довузовской подготовке дает возможность осуществлять образовательные программы в самых удаленных населенных пунктах, а также позволяет привлечь к проведению занятий лучшие преподавательские кадры вуза, что далеко не всегда осуществимо посредством выездов. Систематичность занятий, возможность со стороны преподавателя контролировать процесс усвоения знаний и руководить этим процессом на протяжении всего курса повышает эффективность обучения. Сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации и оперативного, систематического взаимодействия с преподавателем позволит осуществлять профильное обучение на более качественном уровне.

Эффективность обучения в системе довузовской подготовки целесообразно рассматривать в педагогическом, социальном и экономическом аспектах как показатель, включающий в себя два основных параметра: качество и стоимость. Экономическая оценка эффективности довузовской подготовки выявляет степень соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам учебно-воспитательного процесса в лице подготовленного абитуриента с наименьшими затратами времени, труда преподавателей, обслуживающего персонала и обучающихся, денежных средств (как со стороны обучающегося, так и со стороны образовательного учреждения, занимающегося довузовской подготовкой).

Формирование контингента студентов, наиболее отвечающего требованиям вузов, возможно только при активном и плодотворном взаимодействии заведений высшего и среднего образования на основе взаимовыгодного сотрудничества в вопросах профориентации и подготовки абитуриентов к ЕГЭ. Основой профориентационной деятельности школы и вуза являются такие требования как: системность и последовательность, полнота педагогической ориентации, связь с жизнью, педагогическая тактичность, перспективность профориентационной деятельности, обеспечение своевременности выбора профессии и др.

Выбор профессии будет осознанным лишь в том случае, когда окончательное решение о нем является результатом длительного процесса, в ходе которого индивид:

осознаёт необходимость подготовки к выбору и получению профессии;

учится оценивать свои возможности;

накапливает профессиональные и личностные знания, на основе которых формируется самооценка;

изучает мир профессионального образования и только тогда принимает решение о выборе своей образовательной траектории.

В этой главе исследованы также роль и место профильных классов в структуре довузовского образования и особенности их функционирования в вузе, в котором разработана и действует оригинальная система профессиональной ориентации и подготовки абитуриентов к поступлению. Накопленный опыт работы со своими базовыми школами показывает, что преподаватели университета должны проводить в специализированных (профильных) классах не только дополнительные, но и основные (оплачиваемые за счет муниципального бюджета) занятия. При этом формируется не только необходимая база знаний у абитуриентов, но и создается определенная психологическая атмосфера, чему способствует организация учебного процесса, свойственная вузу: лекции, семинары, лабораторные работы высокого уровня, учебно-научная работа.

Самой серьезной проблемой в реализации такого подхода является нежелание руководителей местной системы образования производить законодательно утвержденную повышенную по сравнению с оплатой школьных учителей почасовую оплату преподавателям. Система оплаты их труда на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), действовавшая до 2009 года, не способствовала повышению его качества. ЕТС весь период своего действия не обеспечивала объективности в сфере исчисления заработной платы, хотя Правительство РФ неоднократно её видоизменяло.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Полезная информация:

Организационные вопросы курса графики
Обучение графике в восьмом классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся возрастные особенности учащихся, их жизненный и трудовой опыт, а следовательно, несравненно более сознательные мотивы учения, потребность в приобретении знаний Поэтому, анализируя стоящие перед ним задачи, ...

Определение музыкально-дидактических игр
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зри ...

Развитие письменной речи у детей с нормальным слухом
Обязательными условиями появления у нормально развивающегося ребенка потребности в речевом общении, а также успешного развития наследственно фиксированных у него речевых возможностей является, с одной стороны, сохранность его слухового восприятия, а с другой стороны его пребывание среди слышащих и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru