За последние годы система учреждений НПО и СПО претерпела существенные изменения: подавляющая часть учреждений НПО и часть учреждений СПО были переданы с федерального уровня в ведение субъектов Российской Федерации с целью оптимизации использования рабочих кадров и специалистов среднего звена в региональных отраслях народного хозяйства. В настоящее время на региональном уровне находятся 90% учреждений НПО и 60% учреждений СПО.
Отличительной особенностью преобразований, происходящих в системе НПО и СПО, является активная интеграция образовательных учреждений в новых организационно-правовых формах, позволяющая устранять дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал учебных заведений, материально-техническую и учебно-лабораторную базу.
В настоящее время в регионах России идет процесс формирования ресурсных центров на базе автономных учреждений НПО и техникумов, как базовых единиц концентрации ресурсов сферы довузовского профессионального образования.
Разработка и внедрение инновационных интегрированных образовательных программ является действенным механизмом расширения взаимодействия с работодателями и способствует развитию региональной системы подготовки кадров. Внедрение таких программ оказало значительное влияние на совершенствование региональной профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом требований работодателей и потребностей рынка труда, что нашло отражение:
в разработке и коррекции необходимых профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов в связи с модернизацией производственных технологий, а также для высокотехнологичных производств;
в открытии новых для образовательных учреждений программ подготовки по профессиям НПО и специальностям СПО в связи с диверсификацией деятельности предприятий и их изменившимися запросами на кадровые ресурсы;
в реализации интегрированных программ по сопряженным профессиям НПО и специальностям СПО, позволяющим реализовать потенциал выпускника (одновременно имеющего высокий разряд по рабочей профессии и подготовку на уровне специалиста) на особо сложных рабочих профессиях;
в разработке и реализации краткосрочных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих в соответствии с запросами работодателей.
Главным, центральным аспектом, определяющим сущность самого процесса образования на разных его ступенях, может быть обозначен как «всестороннее развитие личности в системе непрерывного образования» – «всестороннее развитие интеллектуально – профессиональных возможностей и компетентностей личности в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования».
Общеизвестно, что существенной государственной поддержкой учреждений НПО и СПО явилось включение их в приоритетный национальный проект «Образование» (далее ПНПО).
В соответствии с приказом МОН № от 8 июня 2009 года был утвержден перечень государственных образовательных учреждений НПО и СПО – победителей конкурсного отбора государственных образовательных учреждений.
Эффективность процессов непрерывного профессионального довузовского образования в условиях Ресурсного центра на основе государственно-частного партнерства в системе довузовского образования определяется достаточно высокой экономической рентабельностью. Экономия времени при переходе от начального к среднему образованию осуществляется за счет сокращения дублирующих материалов на уровнях НПО/СПО по всей структуре интегрированного учебного плана с учетом проведения аттестации и перезачета на более высоких ступенях обучения. Например, при сокращении сроков подготовки только на один месяц за счет интеграции сопряженных образовательных программ с учетом их преемственности при обучении по уровням НПО и СПО эффект составляет 2% от общего времени подготовки на одного обучающегося, а при сокращении общего срока подготовки эффективность составляет 15,2%.
Внедрение данной модели профессионального в различных по формам собственности учебных заведениях, входящих в единый Ресурсный центр позволит экономически регулировать объемы и качество обучения для определенных отраслей; инвестировать средства на государственную поддержку одаренных обучающихся.
Реализация модели позволяет решить противоречия и проблемы управления профессиональным образованием с участием заказчиков кадров и разработки программно-методического обеспечения с учетом требований отраслевых партнеров.
Полезная информация:
Учебная модель развития критического мышления через чтение
и письмо
Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде: Представим эту структуру более подробно в виде обобщающей таблицы: Таблица №7 Учебная модель РКМЧП вызов осмысление рефлексия Цели Актуализация ...
Документирование процесса лицензирования вуза
Лицензионные требования подразделяются на два вида: требования, которые разрешают вузам начать работу, и лицензионные требования к образовательным программам вуза. Согласно Положению, лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования РФ, государственные органы управл ...
Рекомендации по разработке игрового занятия
Опыт командно-игровой деятельности своеобразен. На результаты каждой игры влияют объективные и субъективные факторы. Последние особенно сильно отражают при игровой деятельности характер личности разработчика и руководителя игры, хотя разграничить их влияние не удается по той причине, что пока это, ...