Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

Образование и воспитание » Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры » Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

Страница 1

На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого учителя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.

Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей принадлежит учителю.

В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку.

Большое воспитательное воздействие оказывает среда. Воздействие окружающей среды тем сильнее, чем меньше возраст и жизненный опыт человека. Для детей непосредственным раздражителем окружающей среды является: внешний вид учителя, его отношение к детям, уровень его профессионального мастерства; внешний вид спортивного зала, снарядов, оборудования, инвентаря; состояние раздевалок; внешний вид занимающихся на уроке и т.д., то есть вся школьная атмосфера, в которой осуществляется физическое воспитание.

При подведении итогов урока необходимо отмечать не только самого сильного, ловкого и выносливого, но и самого настойчивого, трудолюбивого и смелого. Убеждение в необходимости выполнения упражнения для развития силы, выносливости и т.д., сформированное в младшем школьном возрасте, позволит в средних и старших классах сохранить привычку их выполнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств.

Выполнение на уроке упражнений, связанных с проявлением чувства робости, неуверенности в своих силах способствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил, уверенности, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям, учителю нужно объяснить детям, что проявление страха и неуверенности естественно, но именно с помощью этих знаний каждый ученик может и должен воспитать в себе смелость, решительность, самообладание.

Для достижения результатов воспитательного воздействия важно измерять не только уровень развития физических, но и морально-волевых качеств. Прирост личностных качеств можно измерить путем использования следующих приемов: увеличение высоты прыжкового снаряда; увеличение расстояния между снарядом и мостиком в опорных прыжках; установка на более далекое приземление в опорном прыжке; выполнение упражнений на полной опоре и т.д.

В зависимости от степени усложнения задания соответственно оцениваются проявленные качества и степень их увеличения: стал более смелый, более уверенный и отмечать это перед всем классом. По мере изменения отношения ученика к выполнению задания, отмечать это перед всем коллективом: стал более собранным, более внимательным, старательным, трудолюбивым и т.д., на него теперь можно положиться, можно поручить ответственное дело и т.д.

Таким образом, нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...

Дидактические игры на уроках математики
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Функции обучения
Принцип целостности обучения отражает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание - определяется как понимание, сох ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru