Сущность понятия социально – профессиональная компетенция

Страница 1

Для более эффективного раскрытия темы выпускной квалификационной работы мы рассмотрим такой аспект деятельности социального педагога в УНПО, как формирование социально – профессиональной компетенции учащихся. Это новое направления в теории и методики профессионального образование, и в эмпирическом исследовании мы попытаемся адаптировать комплекс методов и методик по формированию СПК, разработанный Нагимовой Н. И. к современным реалиям системы НПО и деятельности социального педагога в УНПО, а также проследим связь СПК с качеством НПО.

Анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время категория «социально-профессиональная компетентность» характеризуется неопределенностью понятийного поля.

Социально-профессиональная компетентность – это целостное новообразование личности будущего рабочего, определяющееся системой сформированных мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности.

В контексте нашего исследования данное новообразование обучающихся проявляется в профессиональной среде и обеспечивает продуктивное выполнение социально-профессиональной деятельности. Оно обуславливает готовность к решению социальных и профессиональных задач в контексте будущей деятельности рабочего.

Социальные задачи: выбор и определение значимых социальных ценностей и ценностных ориентаций; реализация социальной активности на основе мотивации, целеполагания и инструментальной основе; взаимодействие в профессиональных группах, на основе навыков общения.

Профессиональные задачи: успешное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками как профессиональными ценностями; реализация профессиональной активности в приемах, операциях, действиях, целостной профессиональной деятельности; готовность к быстрой адаптации, самоорганизации и самореализации в профессиональной деятельности на рабочем месте.

В педагогической науке процесс профессиональной адаптации рассматривается в двух аспектах: с одной стороны выделяется собственно профессиональная адаптация, определяющаяся достигнутым уровнем профессионального мастерства, а с другой стороны – социально-психологическая адаптация, которая характеризует включенность в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых норм поведения и ценностей. Адаптированность – это важный этап процесса профессионального становления личности будущего рабочего, характеристика успешности его вхождения в социально-профессиональную и профессионально-деятельностную сферы.

Понимание сущностной характеристики и специфики СПК является для нас основанием для системного представления ее структуры и содержания, позволяющим рассматривать феномен социально-профессиональной компетентности не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны функциональных связей и отношений, обеспечивающих целостность и динамику данного системного новообразования.

В работе Нагимовой Н. И. определен ряд понятий:

функциональные компоненты СПК - это единицы социально-профессиональной компетентности, определяющие ее интегральность, целостность и отражающие содержание профессиональной деятельности и личностных отношений. Их выделение раскрывает процессуальные стороны социально-профессиональной компетентности;

структурные компоненты СПК - содержательные элементы функциональных единиц социально-профессиональной компетентности, обеспечивающие выполнение функций и отражающие мотивы учения и поведения, содержание и соотношение ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений, навыков, видов профессиональной деятельности и опыта по их применению.

Понятие об общей структуре и содержании социально- профессиональной компетентности послужило отправной точкой при разработке модели формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего УНПО (рис.1).

В качестве структурных элементов модели выступают следующие характеристики: цель, задачи, принципы, этапы, формы, методы, средства и технологии, обеспечивающие формирование компонентов социально-профессиональной компетентности, совокупность критериев и показателей, как интегративный оценочный комплекс, результат, как сформированный уровень социально-професиональной компетентности.

При построении модели формирования СПК Нагимова Н. И. опиралась на системный подход, который позволил рассматривать элементы и части в целостности, во взаимодействии и связи.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сопоставление письменной речи глухих и слышащих школьников
По проводимым в разные годы наблюдениям психологов и сурдопедагогов, результаты которых опубликованы в учебнике "Психология глухих детей под редакцией И.М. Соловьева, слышащие ученики II класса по сравнению с глухими учащимися IV класса полнее, глубже, обобщеннее и вместе с тем дифференцирован ...

Опыт использования различных форм организации двигательной активности в режиме дня ребенка
В постоянной работе используются различные формы организации двигательной активности. Во время проведения присутствуют: воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры. Все формы подбираются с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физ ...

Современное понимание темы отцовства на европейском уровне
В городе Гетеборге (Швейцария) проходил европейский семинар, посвящённый отношениям мужчин в семье. Шведские социологи проинтервьюировали 32 семьи по поводу их отношений к семейной жизни. Оказалось, что результаты этого исследования не соответствуют общепринятым стереотипам понимания отношения мужч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru