Сущность понятия социально – профессиональная компетенция

Страница 2

Основные характеристики в структуре модели определяют два вектора: вертикальный-формирующий и горизонтальный-согласующий.

Вертикальный формирующий вектор, обеспечивающий целостность процесса формирования социально-профессиональной компетентности, представлен системообразующими связями субординации, как процесс движения от заданной цели: формирования социально-профессиональной компетентности, решения соответствующих задач, до результата их реализации, т.е. сформированности определенного уровня социально- профессиональной компетентности. Горизонтальный согласующий вектор в модели формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего представлен связями координации и согласования ее элементов.

Первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование социально-профессиональной компетентности будущего рабочего, обуславливающая его готовность к успешному решению задач социального взаимодействия в профессиональной деятельности.

В качестве задач по формированию социально-профессиональной компетентности будущего рабочего УНПО Нагимова Н. И. рассматривает:

- формирование ценностно-мотивационного компонента социально- профессиональной компетентности;

- формирование познавательного компонента социально- профессиональной компетентности;

- формирование операционально-деятельностного компонента социально- профессиональной компетентности.

Освоение будущими рабочими целостной социально-профессиональной компетентности проводится поэтапно, определяя на каждом этапе задачи, содержание и результаты.

Первый мотивационный этап направлен на формирования осознанной профессиональной мотивации будущих рабочих, становление интересов и склонностей к выбранной профессии, освоение социальных и профессиональных ценностных ориентаций в процессе теоретического и производственного обучения. На данном этапе обучающийся выступает как субъект ценностного самоопределения в профессиональной деятельности рабочего.

Результатом первого этапа являются осознанная направленность на выбранную профессию; сформированность мотивации к профессиональной деятельности и самореализации в современных социально-экономических условиях производства; позитивное отношение к значимым аспектам будущей профессиональной деятельности и межличностного общения в профессиональных группах.

Второй этап формирования социально-профессиональной компетентности направлен на овладение системой функциональных знаний, осознанных умений, навыков и действий, в том числе приемами взаимодействия и общения в процессе теоретического и производственного обучения в ходе решения учебно-профессиональных задач. На этом этапе обучающийся выступает как субъект целостной профессиональной деятельности рабочего.

Підпис: Формы организации: проблемная лекция, лекция-презентация; семинарские занятия, фронтальное и индивидуальное консультирование, групповая дискуссия, лабораторно-практические работы, бинарные учебные занятия, работа малыми группами; работа в парах, экскурсии на предприятия, самостоятельная работа в ходе учебной и производственной практики. 
Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, эвристический диалог, деловые игры, проекты, моделирование технологических процессов, решение учебно-ситуационных задач, поисковые упражнения; интерактивная работа с текстом; профессионально-ориентированная технология обучения. 
Средства обучения: учебное, демонстрационное и производственное оборудование, модели, инструменты и приборы, проэмуляторы, средства мультимедиа, учебно-методические комплексы по предметам и профессиям; пропедевтический специальный курс «Основы социально-профессиональной компетентности будущего рабочего».

Рис. 1. Модель формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего

Результатом второго этапа является сформированность познавательного компонента целостной профессиональной деятельности будущего рабочего.

На третьем этапе решаются задачи совершенствования целостной профессиональной деятельности будущего рабочего, готовности его к вариативному решению задач социального взаимодействия в профессиональной деятельности; достижение высокого уровня операционально-деятельностного компонента социально-профессиональной компетентности, через апробирование себя как профессионала в реальных профессиональных условиях в процессе производственной практики, в работе на современном оборудовании с использованием новых производственных технологий.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Психологические особенности усвоения дробей
Однако, несмотря на то, что трудности, возникающие перед учащимися при изучении дробей, общеизвестны, в психологической литературе вопрос об усвоении этого раздела арифметики до сих пор не получил достаточного освещения. Трудности усвоения школьниками операций с дробями объясняются, например, тем, ...

Психологические основы развития звукопроизношения у детей в норме
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для ...

Социальная роль семьи
В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых. Ин ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru