Сущность понятия социально – профессиональная компетенция

Страница 2

Основные характеристики в структуре модели определяют два вектора: вертикальный-формирующий и горизонтальный-согласующий.

Вертикальный формирующий вектор, обеспечивающий целостность процесса формирования социально-профессиональной компетентности, представлен системообразующими связями субординации, как процесс движения от заданной цели: формирования социально-профессиональной компетентности, решения соответствующих задач, до результата их реализации, т.е. сформированности определенного уровня социально- профессиональной компетентности. Горизонтальный согласующий вектор в модели формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего представлен связями координации и согласования ее элементов.

Первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование социально-профессиональной компетентности будущего рабочего, обуславливающая его готовность к успешному решению задач социального взаимодействия в профессиональной деятельности.

В качестве задач по формированию социально-профессиональной компетентности будущего рабочего УНПО Нагимова Н. И. рассматривает:

- формирование ценностно-мотивационного компонента социально- профессиональной компетентности;

- формирование познавательного компонента социально- профессиональной компетентности;

- формирование операционально-деятельностного компонента социально- профессиональной компетентности.

Освоение будущими рабочими целостной социально-профессиональной компетентности проводится поэтапно, определяя на каждом этапе задачи, содержание и результаты.

Первый мотивационный этап направлен на формирования осознанной профессиональной мотивации будущих рабочих, становление интересов и склонностей к выбранной профессии, освоение социальных и профессиональных ценностных ориентаций в процессе теоретического и производственного обучения. На данном этапе обучающийся выступает как субъект ценностного самоопределения в профессиональной деятельности рабочего.

Результатом первого этапа являются осознанная направленность на выбранную профессию; сформированность мотивации к профессиональной деятельности и самореализации в современных социально-экономических условиях производства; позитивное отношение к значимым аспектам будущей профессиональной деятельности и межличностного общения в профессиональных группах.

Второй этап формирования социально-профессиональной компетентности направлен на овладение системой функциональных знаний, осознанных умений, навыков и действий, в том числе приемами взаимодействия и общения в процессе теоретического и производственного обучения в ходе решения учебно-профессиональных задач. На этом этапе обучающийся выступает как субъект целостной профессиональной деятельности рабочего.

Підпис: Формы организации: проблемная лекция, лекция-презентация; семинарские занятия, фронтальное и индивидуальное консультирование, групповая дискуссия, лабораторно-практические работы, бинарные учебные занятия, работа малыми группами; работа в парах, экскурсии на предприятия, самостоятельная работа в ходе учебной и производственной практики. 
Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, эвристический диалог, деловые игры, проекты, моделирование технологических процессов, решение учебно-ситуационных задач, поисковые упражнения; интерактивная работа с текстом; профессионально-ориентированная технология обучения. 
Средства обучения: учебное, демонстрационное и производственное оборудование, модели, инструменты и приборы, проэмуляторы, средства мультимедиа, учебно-методические комплексы по предметам и профессиям; пропедевтический специальный курс «Основы социально-профессиональной компетентности будущего рабочего».

Рис. 1. Модель формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего

Результатом второго этапа является сформированность познавательного компонента целостной профессиональной деятельности будущего рабочего.

На третьем этапе решаются задачи совершенствования целостной профессиональной деятельности будущего рабочего, готовности его к вариативному решению задач социального взаимодействия в профессиональной деятельности; достижение высокого уровня операционально-деятельностного компонента социально-профессиональной компетентности, через апробирование себя как профессионала в реальных профессиональных условиях в процессе производственной практики, в работе на современном оборудовании с использованием новых производственных технологий.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Анализ и обобщение результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
На контрольном этапе исследования для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, их видения собственного ЗОЖ, включая стремление к ЗОЖ, после проведения ряда мероприятий направленных на формирование ЗОЖ у подростков, мы еще раз предложили им заполнить анкету. Табли ...

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает ...

Теоретическое обоснование экспериментальной программы
Анализ литературных источников позволил исследовать состояние проблемы формирования культуры движений у школьников в процессе занятий физической культурой и обосновать необходимость настоящего исследования. 1. На основании данных, имеющихся в изученной нами психолого-педагогической литературе, уста ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru