Принцип наглядности

Этот принцип Я.А.Коменский назвал золотым правилом дидактики и считал общедидактическим принципом. Согласно этому принципу обучение необходимо проводить на конкретных образцах, которые учащиеся могут непосредственно воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и тактильных ощущений. Средства наглядности позволяют создать у ребенка зрительные образы изучаемого объекта, дать толчок мышлению, связать содержание обучения с окружающей действительностью, с жизнью. Сам Я.А.Коменский для реализации этого принципа написал первую в мире иллюстрированную книгу для детей «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках ».

Приверженность части учителей вербализму в ущерб наглядности в обучении имеет место и в настоящее время, а не только в прошлом. Современные исследования показывают, что через органы зрения поступает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха. В человеческом мозге 30% объема занимают нейроны, отвечающие за зрение, и только 3% отвечают за слух. Зрительная информация легче обрабатывается мозгом и запоминается, боле прочно хранится, поэтому принципу наглядности отводится в дидактике ведущее место.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности.

Натуральная, или естественная, наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. встречающиеся в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). к этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (магнитофонные и видеозаписи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление.

В последнее время особое значение отводится изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например). Преимущества заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Чтобы восприятие наглядности учеником не оставалось на уровне чувственного восприятия, а переходило на уровень абстрактного мышления, необходимо сопровождать ее точными словесными выражениями (словесными сигналами), направлением наблюдений, обобщением их результатов. При этом следует связывать вводимые термины, определения, словесные выводы и формулировки с воспринимаемой наглядностью.

Существуют различные способы сочетания слова и наглядности. Наиболее типичными из них являются следующие:

- при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением;

- при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации.

Очевидно, что первый способ более эффективен, нежели второй, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно второй. Это объясняется тем, что он более экономичен по времени, проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

Полезная информация:

Особенности коррекционной работы при неречевой симптоматике дизартрии
Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и гло ...

Развитие коммуникативной функции речи
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает н ...

Формы и методы обучения графике
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru