Методы выборочного обследования

Чтобы прийти к обоснованным выводам о совокупности на основе выборки, исследователь должен обеспечить ее репрезентативность в отношении изучаемой совокупности. Если выборка извлечена из совокупности неверно, или, как говорят, смещена, то есть не является типичной для совокупности, то сделать на ее основе обобщения относительно совокупности невозможно. Один из способов избежать смещенного отбора состоит в случайном извлечении элементов совокупности для составления выборки. При использовании процедуры случайного отбора каждый элемент совокупности имеет одинаковый с другими элементами шанс (вероятность) быть включенным в выборку. Например, в случае совокупности из N элементов вероятность включения в выборку любого из них равна 1/N. При этом предполагается, что все элементы совокупности распределяются случайным образом.

Простой, но отнимающий много времени метод случайного извлечения выборки состоит в присвоении номера каждому элементу совокупности, после чего все номера расписывают на карточки, которые помещают в ящик и извлекают их оттуда по одной. Вытащив из ящика желаемое число карточек, получают случайную выборку, состоящую из тех элементов совокупности, номера которых проставлены на вынутых карточках.

Более эффективный метод случайного извлечения выборки из совокупности состоит в использовании таблицы случайных чисел. Название таблицы объясняется тем, что в последовательности представленных в ней цифр нет никакой закономерности. Таблицы такого типа состоят из столбцов и строк чисел, расположенных в случайном порядке, что позволяет входить в таблицу в любом месте и использовать ее, читая в любом наплавлений — справа налево, сверху вниз и наоборот. Таблицы случайных чисел приводятся в различных книгах по статистике.

Помимо методов случайной выборки есть и другие способы получения репрезентативных выборок. Если в совокупности имеются пространственные скопления объектов, то для получения выборок лучше использовать метод стратифицированного отбора. Чтобы выборочное обследование правильно характеризовало изучаемую совокупность, ее надо разделить в этом случае на сегменты. Например, при обследовании совокупности потребителей маниока в г. Ибадане в Нигерии город можно подразделить на три зоны (слоя) в зависимости от социального положения жителей: зону I, высшего класса, зону II, среднего класса и зону III, низшего класса. Вероятно, по причине высокого социального положения жителей I зоны их диета более разнообразна, и они потребляют меньше маниока, чем жители III зоны, питающиеся преимущественно маниоком. Таким образом, получаем распределение потребителей по зонам. Выборки по каждой зоне можно составить случайным образом. Доля выборки, то есть процент жителей, выбранных для исследования из каждой зоны, может быть постоянной или меняться от одной зоны к другой в зависимости от того, насколько это целесообразно.

Наконец, если в распределении объектов совокупности присутствует регулярность, можно прибегнуть к методу систематического отбора. Например, при исследовании некоторой выборки из списка 225 предприятий первое предприятие, включаемое в эту выборку, отбирается наугад, а остальные берутся через правильные интервалы, скажем каждое пятое или каждое десятое предприятие. В этом случае выборку в 50 предприятий удается получить значительно быстрее, чем при использовании таблицы случайных чисел. Однако при этом надо следить, чтобы принятый интервал не привел к какому-либо смещению в выборке, например: если предприятия расположены в списке в последовательности их величины, то отбор каждого пятого предприятия в списке может вызвать смещение выборки в сторону мелких или крупных предприятий.

Полезная информация:

Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении
Он требует формирования у учащихся системы зна­ний, а не просто суммы сведений из разных паук, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к ок­ружающей действительности. «Как в природе все сцепляется одно с другим, - утверждал Я.А.Коменский, - так и в обучении нужно связыват ...

Особенности состояния словаря антонимов
Последняя группа заданий была направлена на исследование словаря антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у детей экспериментальной ...

Педагогический такт
Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также позволяет педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть ситуацию в необходимом направлении. Педагогический такт в букваль ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru