Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 6

Региональная система образования должна противостоять чужеродным воздействиям нехарактерного образа жизни, антикультуры, избирательно подходить к трансляции зарубежного образовательного опыта, исключая его необоснованное доминирование, противостоять формальному реформизму, который губительно действует на все сферы жизни общества, разрушает преемственность и динамизм общественного развития.

И здесь важно отметить, что старшеклассники, нацеленные на получение высшего образования, занятые в системе довузовской подготовки, будут отвлечены от праздного времяпрепровождения и в значительной степени застрахованы от влияния антикультуры. Несомненно, что для профориентации личности, например, в области профессионально-педагогического образования очень важно, когда учащийся видит свое положительное влияние на сверстников, обусловленное его личным целеустремленным поведением, и это укрепляет уверенность молодого человека в правильном выборе его будущей профессии. Но стартовые возможности перехода со ступени среднего образования на ступень высшего образования, в силу некоторых объективно сложившихся в нашей стране причин, существенно различаются для многих школьников. И именно система довузовской подготовки способна взять на себя функцию подтягивания этих стартовых позиций для тех представителей школьной молодежи, которые, по независящим от них причинам, были лишены этой возможности. На наш взгляд, именно система довузовской подготовки может взять на себя функцию коррекции работы отдельных подсистем целостной системы образования в регионе.

Из всего многообразия выявленных нами характеристик довузовской подготовки наибольшее значение, на наш взгляд, для ее развития имеют те характеристики, которые в совокупности выражают социальную сущность довузовской подготовки.

В их число мы включаем следующие характеристики:

самостоятельный вид подготовки;

самоценный вид подготовки; вид подготовки, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности;

личностно ориентированный вид подготовки; вид подготовки, направленный на формирование контингента абитуриентов для вуза;

вид подготовки, направленный на подготовку к Единому государственному экзамену;

вид подготовки, направленный на профориентационную работу со старшеклассниками;

вид подготовки, организующий взаимодействие старшеклассников с вузовской средой, с образовательным и культурным пространством высшего учебного заведения.

Исходя из перечисленных характеристик довузовской подготовки можно создать в этой системе старшекласснику такие условия обучения и развития, в которых он будет успешно адаптироваться как личность активная, творческая, саморазвивающаяся.

Данные характеристики являются реальными, что подтверждается как их историческими корнями, так и концептуальными положениями развития современного образования в целом и довузовской подготовки в частности, как части этого целого.

Вышесказанное является одним из существенных условий, определяющих последующее качество обучения, а в конечном итоге – и уровень профессиональной подготовленности специалиста.

Происходящие в системе профессионального образования изменения, связанные и осуществляемые в рамках программ его модернизации, в настоящее время находятся на уровне принципиальных перемен. Все более актуальной становится задача инновационного развития, обеспечивающая высокую компетенцию выпускников и конкурентоспособность образовательных учреждений как внутри страны, так и на международной арене. Проектом государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики 2009–2012 гг.» предусмотрено внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, потребностями и общества и отдельных граждан, с учетом преемственности уровней образования и совершенствования инновационных образовательных технологий.

На парламентских слушаниях Совета Федерации России по вопросу «Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект», состоявшихся 17 июня 2009 года, было отмечено, что начальное и среднее профессиональное образование (далее НПО и СПО) являются важнейшими составляющими современного образовательного пространства Российской Федерации, в значительной мере влияющими на развитие инновационной экономики страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Оценка показателей физического развития девушек старших классов
Анализ реального состояния образовательного процесса по физическому воспитанию школьниц 10-11 классов г. Кызыл-Кия дает основание полагать, что его эффективность далека от желаемой. В этой связи деятельность учителей по физическому воспитанию в старших классах должна быть направлена на выполнение у ...

Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий
При анализе вопроса о половых различиях в применении компьютерных технологий выявлена тенденция доминирования мужчин в компьютерной индустрии и образовании, которую связывают, в частности, с проявлением социальных стереотипов при выборе профессии. В исследовании Г. Вилдёр установлено, что юноши оце ...

Базовые, профильные предметы и элективные курсы
Согласно "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", построенной с опорой на отечественные теоретические разработки в области дифференциации обучения (см. п. 1.1. настоящей диссертации) и зарубежный опыт профилизации общего образования (см. п. 1.3.), структура ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru