Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 3

Последующий период, а именно 30–40-е гг., характеризовался быстрым развитием средней школы, и основную нагрузку по подготовке в вузы взяла на себя именно она. В связи с этим рабфаки утратили свое значение и были упразднены.

Дальнейшее развитие социалистического общества способствовало выравниванию социально-экономических, культурно-бытовых и других различий всех его социальных групп. Оно оказалось благоприятным фактором для дальнейшего развития системы среднего и высшего образования, и послужило толчком для перехода к обязательному всеобщему среднему образованию, что было закреплено в 45 статье новой Советской Конституции.

Второй этап развития связан с расширением в 60-е годы ХХ века системы довузовской подготовки. В этот период создают стационарные и дистанционные, вузовские и вневузовские, школьные и внешкольные, а также открытые формы довузовской подготовки (без предварительного отбора учащихся).

Когда создавались рабфаки, их целью было, во-первых, помочь получить среднее образование трудящейся молодежи и, во-вторых, привлечь ее в вузы. Однако в 1958 году количество выпускников средних школ в 3,5 раза превысило число приема в вузы. Вместе с этим изменился возрастной состав студентов. Сейчас до 80% всех первокурсников моложе 20 лет. Такой процент «омоложения» имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выпускники средних школ не имеют жизненного опыта, поэтому в большинстве случаев выбор вуза у них часто носит неосознанный характер.

Так, Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. путем анкетирования среди студентов-выпускников выявили, что в медицинском институте профессию врача избрали сознательно – 72%, по призванию в институт физкультуры поступили – 66%, в консерваторию – 64%, в художественную академию -63%, в педагогический институт – 37,5%. Авторы подтвердили тенденцию, что когда в расчет принимается только уровень знаний абитуриентов, то в вуз попадает много «случайных» людей, а профессионально-ориентированная молодежь оказывается за его стенами.

В конце 60-х годов перед многими вузами встала проблема улучшения приема профессионально-ориентированной молодежи. С целью ее снятия 20 августа 1969 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях». Тем самым было положено начало созданию подготовительных отделений (ПО) нового типа, со своей структурой организации и содержания, которые не утратили актуальности и в наше время.

За годы своего существования ПО превратились в стабильный источник пополнения высшей школы специально подготовленной трудящейся молодежью. Если в 1969 году в системе Министерства просвещения СССР ПО были открыты только в 23 педагогических вузах, то к 1976 году – в 136, что составило 15% от ежегодного планового приема на дневное отделение. В процессе работы вузы приобрели опыт в комплектовании ПО, организации учебно-воспитательного процесса. Эффективную помощь в этом вузам оказали Министерство просвещения РСФСР, Министерство высшего и среднего специального образования, ГУВУЗы, направлявшие в вузы инструктивные материалы, в которых анализировался и обобщался опыт работы ПО.

Наряду с этим необходимо отметить, что немаловажный вклад здесь внес учебно-методический кабинет по высшему и среднему педагогическому образованию Министерства просвещения РСФСР, который организовал разработку проблемы «Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса педагогических институтов у слушателей ПО».

С целью дальнейшего совершенствования профессионально-педагогической ориентации слушателей, учебно-методической и идейно-воспитательной работы на ПО педагогических институтов приказом Министерства просвещения РСФСР от 24 августа 1982 года при Главном управлении высших и средних педагогических учебных заведений был образован Научно-методический Совет по совершенствованию деятельности ПО [13], в состав которого вошли опытные специалисты и заведующие ПО 15-ти вузов РСФСР. Приведенные факты свидетельствуют о том особом значении, которое играют подготовительные отделения педагогических вузов для системы просвещения.

Уже в 1970 году, через год после создания ПО, вышел приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР от 13 октября «О проведении зональных совещаний-семинаров заведующих ПО при высших учебных заведениях». В это же время выходит большое количество – учебников, учебно-методических пособий, рекомендаций, разработок по многим специальностям, публикуется ряд работ, посвященных разным сторонам деятельности ПО.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения
Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников. Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обо ...

Биография
Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогич ...

Преподавание художественного искусства
В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru