Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 3

Последующий период, а именно 30–40-е гг., характеризовался быстрым развитием средней школы, и основную нагрузку по подготовке в вузы взяла на себя именно она. В связи с этим рабфаки утратили свое значение и были упразднены.

Дальнейшее развитие социалистического общества способствовало выравниванию социально-экономических, культурно-бытовых и других различий всех его социальных групп. Оно оказалось благоприятным фактором для дальнейшего развития системы среднего и высшего образования, и послужило толчком для перехода к обязательному всеобщему среднему образованию, что было закреплено в 45 статье новой Советской Конституции.

Второй этап развития связан с расширением в 60-е годы ХХ века системы довузовской подготовки. В этот период создают стационарные и дистанционные, вузовские и вневузовские, школьные и внешкольные, а также открытые формы довузовской подготовки (без предварительного отбора учащихся).

Когда создавались рабфаки, их целью было, во-первых, помочь получить среднее образование трудящейся молодежи и, во-вторых, привлечь ее в вузы. Однако в 1958 году количество выпускников средних школ в 3,5 раза превысило число приема в вузы. Вместе с этим изменился возрастной состав студентов. Сейчас до 80% всех первокурсников моложе 20 лет. Такой процент «омоложения» имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выпускники средних школ не имеют жизненного опыта, поэтому в большинстве случаев выбор вуза у них часто носит неосознанный характер.

Так, Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. путем анкетирования среди студентов-выпускников выявили, что в медицинском институте профессию врача избрали сознательно – 72%, по призванию в институт физкультуры поступили – 66%, в консерваторию – 64%, в художественную академию -63%, в педагогический институт – 37,5%. Авторы подтвердили тенденцию, что когда в расчет принимается только уровень знаний абитуриентов, то в вуз попадает много «случайных» людей, а профессионально-ориентированная молодежь оказывается за его стенами.

В конце 60-х годов перед многими вузами встала проблема улучшения приема профессионально-ориентированной молодежи. С целью ее снятия 20 августа 1969 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях». Тем самым было положено начало созданию подготовительных отделений (ПО) нового типа, со своей структурой организации и содержания, которые не утратили актуальности и в наше время.

За годы своего существования ПО превратились в стабильный источник пополнения высшей школы специально подготовленной трудящейся молодежью. Если в 1969 году в системе Министерства просвещения СССР ПО были открыты только в 23 педагогических вузах, то к 1976 году – в 136, что составило 15% от ежегодного планового приема на дневное отделение. В процессе работы вузы приобрели опыт в комплектовании ПО, организации учебно-воспитательного процесса. Эффективную помощь в этом вузам оказали Министерство просвещения РСФСР, Министерство высшего и среднего специального образования, ГУВУЗы, направлявшие в вузы инструктивные материалы, в которых анализировался и обобщался опыт работы ПО.

Наряду с этим необходимо отметить, что немаловажный вклад здесь внес учебно-методический кабинет по высшему и среднему педагогическому образованию Министерства просвещения РСФСР, который организовал разработку проблемы «Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса педагогических институтов у слушателей ПО».

С целью дальнейшего совершенствования профессионально-педагогической ориентации слушателей, учебно-методической и идейно-воспитательной работы на ПО педагогических институтов приказом Министерства просвещения РСФСР от 24 августа 1982 года при Главном управлении высших и средних педагогических учебных заведений был образован Научно-методический Совет по совершенствованию деятельности ПО [13], в состав которого вошли опытные специалисты и заведующие ПО 15-ти вузов РСФСР. Приведенные факты свидетельствуют о том особом значении, которое играют подготовительные отделения педагогических вузов для системы просвещения.

Уже в 1970 году, через год после создания ПО, вышел приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР от 13 октября «О проведении зональных совещаний-семинаров заведующих ПО при высших учебных заведениях». В это же время выходит большое количество – учебников, учебно-методических пособий, рекомендаций, разработок по многим специальностям, публикуется ряд работ, посвященных разным сторонам деятельности ПО.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Методы исследования и диагностики профессиональных установок учащихся
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимся необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по ...

Влияние психофизической тренировки на показатели физической подготовленности школьников с лёгкой умственной отсталостью
Результаты исследований динамики показателей физической подготовленности и функционального состояния детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью представлены в приложениях 5 - 8. При анализе исследований силы правой и левой кисти Э. гр. до и после эксперимента нами были получены следующие резу ...

Преподавание художественного искусства
В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru