Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Образование и воспитание » Управление процессом довузовского образования » Особенности системы довузовской подготовки в России на современном этапе

Страница 2

В последующие периоды общественно-исторического развития человечества накопление научных фактов и разработка на их основе теорий привели к органичному соединению учебной и научной деятельности в процессе вузовского обучения, выдвижению требования преемственности между средней и высшей формой образования, отбору на обучение наиболее способных из состоятельных молодых людей. Тем самым высшее образование начинает оформляться как общенациональная система учебных заведений, состоящая из университетов и высших училищ.

Следует так же отметить, что связь высшего образования с обществом, наукой, производством носила активный характер. Содержание высшего образования должно было соответствовать реальным потребностям практики, ориентируясь более всего на результаты научного прогресса. С другой стороны, оно оказывало непосредственное влияние на среднее образование, диктуя и задавая ему определенный эталон студента в виде знаний и методов их активного добывания. Отражением высоких требований к подготовленности будущих студентов стала определенная «специализация» средних учебных заведений. Так, в России для университетов контингент студенчества готовили преимущественно гимназии, а для институтов – реальные училища.

Система высшего образования в каждой стране имела национальную специфику, но она развивалась и совершенствовалась только в периоды относительного благополучия. Войны, социально-экономические катаклизмы были одинаково неприемлемы для системы высшего образования России, Германии или Америки.

Именно в таких неприемлемых условиях начала создаваться система высшего образования в Советской России, когда 2 августа 1918 г. Лениным был написан проект декрета Совета Народных Комиссаров «О приеме в высшие учебные заведения», в нем говорилось: «На первое место, безусловно, должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставляться в широком размере стипендии».

Этим декретом была отменена плата за обучение, а нуждающиеся студенты из числа пролетариата и беднейшего крестьянства обеспечивались государственными стипендиями, и им предоставлялось право преимущественного приема в вузы.

Однако эти меры не могли полностью решить те проблемы, которые возникли в период становления советской высшей школы. Главной из многих проблем была проблема низкой грамотности подрастающего поколения, особенно представителей трудящихся классов, которые не имели фундаментальной общеобразовательной подготовки и поэтому не справлялись с программой высшей школы.

Выход из непростой ситуации был определен через создание рабочих факультетов (рабфаков), которые существенно изменили классовый состав высшей школы, сделали его почти однородным. Это позволило многим пролетариям после упорных трехлетних занятий «пойти в университет и оказаться там достаточно подготовленным студентом». Так, по инициативе группы студентов-коммунистов бывшего Московского коммерческого института 2 февраля 1919 года был открыт первый рабфак. Вслед за ним рабфаки стали создаваться при многих вузах Москвы и других городов.

17 октября 1919 года Постановление Совета Народных Комиссаров «О рабочих факультетах», узаконило их существование, а в сентябре 1920 года СНК под руководством Ленина принял декрет об организации при всех вузах рабочих факультетов .

Особое внимание к деятельности рабфаков проявлял А.В. Луначарский и, выделяя их роль, отмечал: «Мы чрезвычайно заинтересованы в том, какой именно элемент проникнет, таким образом, в высшую школу, и здесь начинается вторая роль рабфаков. Первая сводится к тому, что для многих из молодежи, не прошедших средней школы, необходимо создать при самом университете подготовительные курсы». Он считал, что «…второе значение рабфаков заключается в том, что они не только предназначены для пополнения учебных заведений нормально подготовленным элементом при слабом функционировании средней школы, но и для облегчения пролетариату фактически завоевать эти средние школы для себя».

Для нашей работы важно было проследить как создавались и развивались педагогические рабфаки и попытаться выявить общие тенденции в их развитии и развитии подготовительных отделений в наше время. В некоторых исследованиях отмечается, что, в отличие от индустриально-технических, агрозоотехнических и других ведомственных и отраслевых рабфаков педагогические рабфаки развиваются медленнее. Чтобы усилить приток рабочей молодежи в педагогические вузы, в 1924 году на многих рабфаках были открыты педагогические отделения. Несмотря на это до 1930 года в наборах педагогических институтов Российской Федерации выпускники рабфаков составляли всего 1–5%, в 1931 г. – 11,5%, и только в 1932 году – 16,8% от общего набора студентов. В эти годы рабфаки полностью выполняли социально-общественную задачу, которую возлагали на них руководящие органы партии и правительства по подготовке для поступления в высшую школу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru