Урок как форма организации учебного процесса в школе

Образование и воспитание » Деловая игра как форма организации урока информатики » Урок как форма организации учебного процесса в школе

Страница 1

Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах).

Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы на уроке информатики, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 - 15 человек.

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.

Учебная ситуация - дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее определена его структура, тем увереннее он будет себя чувствовать на нём. Заранее точно продумать урок - означает необходимость выявить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить соответствующие меры для их преодоления.

Трудности

Пути преодоления

Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам

Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач

Выделение в содержании главного, существенного

Выделение ведущей цели урока

Определение содержания каждого логически завершённого этапа урока

Уяснение их основных задач

Соответствие объёма содержания материала урока отводимому на его изучение времени

Выбор необходимого и достаточного объёма информации

Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности

Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности

Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей

Межпредметная ориентация содержания урока

Устранение дублирования материала

Опора на материал, известный учащимся из других предметов

Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности и т.д. В течение всего урока учитель изучает реакцию учащихся на всё, что происходит на уроке.

Мы знаем, что отдельный урок - это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьной программы данного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап - это нечто целое, законченное.

Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы придём к понятию "структура урока”.

Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Число компонентов общей структуры урока постоянно и равно трём. Эти компоненты можно увидеть на следующей схеме:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...

Развитие рефлексии преподавателей в ОДИ
Для нашей работы представляет интерес изучение потенциальных возможностей ОДИ как одной из форм повышения квалификации преподавателей, при этом развитие рефлексии через ОДИ рассматривается как фактор развития педагогического мастерства. Процесс повышения квалификации преподавателей в активных форма ...

Высшее учебное заведение, его задачи и структура
1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. 2 ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru