Термин «довузовская подготовка» начинают активно использовать в педагогической литературе в период реформирования системы высшего профессионального образования России в 90-е годы ХХ века. В широком смысле термин «довузовская подготовка» употребляется для обозначения совокупности образовательных учреждений – колледжей, лицеев, гимназий, являющихся образовательными учреждениями нового типа, структурными элементами интегрированных систем многоуровневого высшего профессионального образования.
В узком смысле «довузовская подготовка» рассматривается как форма образования, осуществляющая обучение старшеклассников для поступления в вуз на базе конкретного высшего учебного заведения.
Первый этап развития довузовской подготовки обусловлен революционными преобразованиями в России, острой нехваткой профессиональных кадров и необходимостью их подготовки из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. стали организовывать образовательные структуры нового типа – рабочие факультеты (рабфаки). Они сыграли очень важную роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи, не имеющей среднего образования, к поступлению в высшие учебные заведения.
Радикальные изменения в общественной и социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на усиление действенности «человеческого фактора», обусловили необходимость перестройки теоретических позиций и практической деятельности в сфере педагогики, способствовали утверждению гуманистических и демократических тенденций в образовательном процессе. Доходить до каждого человека, сделать его творцом собственной судьбы становится одной из важнейших задач теории и практики обучения и воспитания.
Сложившиеся условия общественного развития и некоторые результаты в различных областях жизнедеятельности общества повысили значимость труда учителя, поставили его в позицию истинного просветителя, ответственного за судьбу нации. В связи с этим значительный интерес представляют научные сведения о содержании, способах, формах подготовки человека к учительской профессии, а также тщательный анализ факторов, определяющих выбор этой профессии. Такое исследование, как показано в многочисленных работах, возможно более всего в целенаправленном учебно-воспитательном процессе старших школьников и студентов вуза, в конкретных формах, обеспечивающих преемственность между этими звеньями непрерывной системы образования.
Существующая система довузовской подготовки является той организованной средой, в которой проявляются реальные мотивы и интересы школьников, их установки на получение той или иной профессии. Поэтому обращаясь к строению и функционированию этой педагогической системы, целесообразно вначале ознакомиться с теми фундаментальными результатами, которые уже накоплены при разработке многочисленных вопросов, объединенных в понятии «довузовская подготовка», затем раскрыть особенности применения установленных закономерностей в образовательном процессе.
Проблемные вопросы повышения качества подготовки специалистов требуют глубокого понимания движущих сил развития учебного процесса в конкретных исторических условиях жизнедеятельности общества. Познание прошедших этапов становления довузовской подготовки, технологий реализации ее главной цели, выявление генетических основ и генетической связи с другими педагогическими явлениями позволяет установить сущность этой формы обучения и воспитания человека, ее роли в его профессиональном становлении. Представленный ниже анализ не претендует на всесторонность и ориентирован лишь на раскрытие основных этапов и моментов, позволяющих представить исторический аспект развития этого явления.
Попытки организованного выделения разных форм получения образования, как свидетельствуют исследования Савельева Я.А., отмечены еще в государствах Древнего Востока, а содержание высшего образования впервые четко оформилось Платоном в период античности, когда он выделил элементарную, среднюю (общеобразовательную) и высшую ступени обучения. Древнегреческий идеал образования признавал достойным свободнорожденного только предметы, способствовавшие духовному совершенствованию. Значительную роль в определении содержания высшего образования сыграл Аристотель, который впервые указал на необходимость сочетания широкого общего образования с изучением профессии. Причем общеобразовательная подготовка должна быть направлена на выработку ориентации во многих предметах и способности к самостоятельному суждению. Эти идеи Аристотеля сохранили свое значение до настоящего времени.
Полезная информация:
Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скр ...
Основные цели использования изобразительных средств наглядности
на уроках истории
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных ист ...
Показатели готовности к обучению в средней школе
Каковы же показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено обучения? На основе анализа литературы, а также на основе результатов, проведенного нами опроса среди учителей средних классов можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в с ...