Словарная работа на занятиях чтения

Страница 4

Так, наименования дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера "Муха-цокотуха":

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она в варенье

В чудесном

Клубничном

Варенье.

В понедельник -

В вишневой наливке.

Во вторник -

В томатной подливке.

В среду -

В лимонном желе.

В четверг -

В киселе и смоле.

В пятницу -

В простокваше,

В компоте

И в манной каше…

Позже того, как учащиеся выписали наименования дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: "В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели"?

Методология запоминания словарных слов:

1. Записать словарное слово и поставить ударение. Скажем: береза.

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, тот, что вызывает сложности (сомнение) при написании. Скажем: бе-ре-за.

3. Внести отдельно слог, дерзкий сомнение, выделив (размером, цветом) подозрительную орфограмму. Скажем: бЕ, бе.

4. Обнаружить ассоциативный тип, объединённый со словарным словом и записать его наоборот словарного слова.

Требования к ассоциативному образу.

а) Ассоциативный тип непременно должен быть связан со словарным словом каким-то всеобщим знаком.

Модель: Сл.слово Ас. образ

признак знак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету; - месту расположения;

- форме; - звучанию;

- действию; - вкусу;

- материалу; - назначению;

- числу; - и т.д.

б) Ассоциативный тип должен иметь в своем написании не вызывающую колебаний букву, которая является подозрительной в словарном слове.

Скажем:

Сл. слово Ас. образ

береза - по цвету БЕлая

береза - кудрявая надобен грЕбень -

дабы расчесать -

по форме, как буква Е

итог: бЕреза - бЕлая

- гребень (Е)

5. Представить словарное слово, связанное с ассоциативным типом (рисунок и/или пересечение слов через подозрительную орфограмму).

6. Прочитать словарное слово и отчетливо воспроизвести вслух обнаруженный ассоциативный тип, представляя их объединение и объединяющую их подозрительную орфограмму.

Невозможно навязывать учащийся у своей ассоциации.

Ценность - присутствие у всего личного ассоциативного образа при данных запросах: связь и всеобщая заданная орфограмма.

Эта методология - не догма, а источник творчества.

Примеры лексических слов и ассоциативный тип:

гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

зАвод – трубА

инЕй – бЕлый, снЕг

кАпуста – зАяц

кАрандаш – грАнь, бумАга

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

кОрабль – вОлны, бОцман, кОк

лАдонь – лАпа

мАшина – шинА

сОбака – хвОст

При обследовании домашнего урока по учебнику всенепременно надобно оценивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, вестимы, внятны. Невозможно отбрасывать без интереса ни одного неясного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике "Русский язык" или в "Книге для чтения". Нужно учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им трактование, вносить в персональные словарики. Персональные словарики обязаны быть у всего учащийсяа, как заявляет В.Д. Купров. Откуда вносят учащийся слова, из всякого текста, прочитанного ими. В I классе и первом полугодии II класса слова в словарики вписывают совместно. Скажем, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из задания). Когда дети "познакомились" со словами работа, рабочий, то в своих словариках обнаружили слова, им "родные".

Таким образом, в оглавление словарной работы на занятиях чтения включается:

- обогащение речи учащихся словами на вершине становления представлений и представлений;

- уточнение значений знаменитых слов путём непосредственных слежений за объектом и разборы слова в контексте, определение главных, значительных знаков представления, выраженного словом;

- растяжение сферы употребления знакомых и новых слов, сравнение употребления изученных слов в данном и каком-то ином (ранее или позже изученном) контексте, включение слов в новейший контекст;

- постижение путём слежения над словом в тексте его стилистической роли и существенных лексических категорий;

- работа над образными орудиями языка в тексте;

- использование слов учащимися в связной речи, понимание их смысловых и грамматических связей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Система задач и упражнений позволяют решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции. Наиболее подходящий формой по развитию креативности является представление специально выделенного урока один раз в неделю. Достоинством такой ...

Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня
Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др. Коррекцией речевого и общего развития детей школьного возраста с ТНР занимается не только логопед, но и учитель. Если логопед развивает ...

Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями школьника
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направлени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru