Словарная работа на занятиях чтения

Страница 3

В ходе разъяснения и формирования слова выбирает из каждого "строительного материала", лежащего на столе, необходимые морфемы и прикладывает к фланелеграфу или магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Учащийсяи класснее его запоминают.

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам нужно, дабы сформировать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что необходимо, дабы образовать слово рябинник? Сколько "н" нужно писать в слове рябинник? Посему? Как мы называем куст рябины? (Рябинный). Что понадобится для строительства данного слова? Сколько "н" нужно писать в данном прилагательном? Отчего? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для данного слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся возникает дальнейшая запись:

рябина ряб - цветастый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На дальнейшем занятии дети применяют предоставленные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней прелестницей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Разглядим еще работу, которая прошла со словом иноземного происхождения - ветеран.

- Ребята, вам теснее говорили, что наш язык перерождался, слова исчезали, возникали новые, ветхие слова внезапно делались новыми. Как вы считаете, мы употребляем только русские слова им и словами чужеземного происхождения? (Ребята могут привести примеры нерусских слов: шоссе, метро, кофе, автомобиль, агроном, библиотека, инженер и т.д.). Сейчас познакомимся со словом "ветеран". Припомните странички букваря, объясните смысл слова. (Ветеран - это человек, тот, что прошел войну. Человек, тот, что много проработал на заводе, фабрике, в колхозе).

- Слово ветеран прибыло к нам из французского языка, но появилось оно от латинского слова ветус, что обозначает ветхий. Вписываем предложение: "Не стареют душой ветераны". Помимо того, в личной работе над словами с непроверяемым написанием применял смену развернутого нахождения одним словом из словаря. Во время закрепления свежего слова, опроса автономной работы учащиеся получают поручения типа "Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, тот, что едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд". Или иное поручение:

1. Ответить на вопросы, результаты записать.

Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как именуется группа лиц, объединенных всеобщей работой, всеобщими интересами? Как именуется рисунок в книге?

2. При списывании вставить взамен точек необходимые по смыслу слова.

1) Сообщение по телеграфу -… .

2) Килограмм - это тысяча… .

3) Смотр готовности войск -… .

4) Рисунок в книге -… .

5) Эксперт в области земледелия и сельского хозяйства -… .

6) Огородное растение, растущее кочаном -… .

7) Ветхий воин или человек, тот, что длинно где-или работал -… .

11) Книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -… .

Как представляет практика, этимологический обзор - главное средство возрастания грамотности. Это и ясно: при сознательном, увлекательном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания гораздо возрастает. Немаловажно и то обстоятельство, что любая намеренная работа доставляет человеку крупное нравственное удовлетворение, чем машинальная. Этимологические справки к словам дозволено взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского "Отчего не напротив?", в "Увлекательной грамматике" А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.

На подмога учащимся приходят детские писатели со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать верно слово "лимон". На доске дозволено обладать этими стихотворными шутками.

Г. Сапгир "Ли-мон":

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нет смысла.

Но едва шепнут:

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и стремительно запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.

Считалка И. Дельянова:

Взял Егор в углу топор.

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор,

Утратил Егор топор,

Вот и ищет до сих пор…

Поищи и ты топор!

Третьеклассники отмечают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, определяют, в каких падежах применено слово топор.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Разработка перечня контролируемых вопросов по изучаемым разделам
Для рассматриваемой в данной дипломной работе темы можно предложить следующий перечень контролируемых вопросов для проверки основных понятий темы. Что такое «информационное общество»? Какова глобальная этапность исторического развития человечества? Каковы основные положения концепции информационног ...

Общие сведения о технологии модульного обучения
В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий. К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ ...

Методика обследования состояния органов артикуляционного аппарата
Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата Задания: вытянуть губы в трубочку и удержать позу под счёт до 5; сделать «хоботок», удержать позу под счёт до 5; сделать движение нижней челюсти вправо, затем влево; выдвинуть нижнюю челюсть вперёд; положить широкий язык на нижнюю губу и п ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru