Словарная работа на занятиях чтения

Страница 3

В ходе разъяснения и формирования слова выбирает из каждого "строительного материала", лежащего на столе, необходимые морфемы и прикладывает к фланелеграфу или магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Учащийсяи класснее его запоминают.

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам нужно, дабы сформировать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что необходимо, дабы образовать слово рябинник? Сколько "н" нужно писать в слове рябинник? Посему? Как мы называем куст рябины? (Рябинный). Что понадобится для строительства данного слова? Сколько "н" нужно писать в данном прилагательном? Отчего? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для данного слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся возникает дальнейшая запись:

рябина ряб - цветастый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На дальнейшем занятии дети применяют предоставленные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней прелестницей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Разглядим еще работу, которая прошла со словом иноземного происхождения - ветеран.

- Ребята, вам теснее говорили, что наш язык перерождался, слова исчезали, возникали новые, ветхие слова внезапно делались новыми. Как вы считаете, мы употребляем только русские слова им и словами чужеземного происхождения? (Ребята могут привести примеры нерусских слов: шоссе, метро, кофе, автомобиль, агроном, библиотека, инженер и т.д.). Сейчас познакомимся со словом "ветеран". Припомните странички букваря, объясните смысл слова. (Ветеран - это человек, тот, что прошел войну. Человек, тот, что много проработал на заводе, фабрике, в колхозе).

- Слово ветеран прибыло к нам из французского языка, но появилось оно от латинского слова ветус, что обозначает ветхий. Вписываем предложение: "Не стареют душой ветераны". Помимо того, в личной работе над словами с непроверяемым написанием применял смену развернутого нахождения одним словом из словаря. Во время закрепления свежего слова, опроса автономной работы учащиеся получают поручения типа "Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, тот, что едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд". Или иное поручение:

1. Ответить на вопросы, результаты записать.

Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как именуется группа лиц, объединенных всеобщей работой, всеобщими интересами? Как именуется рисунок в книге?

2. При списывании вставить взамен точек необходимые по смыслу слова.

1) Сообщение по телеграфу -… .

2) Килограмм - это тысяча… .

3) Смотр готовности войск -… .

4) Рисунок в книге -… .

5) Эксперт в области земледелия и сельского хозяйства -… .

6) Огородное растение, растущее кочаном -… .

7) Ветхий воин или человек, тот, что длинно где-или работал -… .

11) Книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -… .

Как представляет практика, этимологический обзор - главное средство возрастания грамотности. Это и ясно: при сознательном, увлекательном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания гораздо возрастает. Немаловажно и то обстоятельство, что любая намеренная работа доставляет человеку крупное нравственное удовлетворение, чем машинальная. Этимологические справки к словам дозволено взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского "Отчего не напротив?", в "Увлекательной грамматике" А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.

На подмога учащимся приходят детские писатели со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать верно слово "лимон". На доске дозволено обладать этими стихотворными шутками.

Г. Сапгир "Ли-мон":

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нет смысла.

Но едва шепнут:

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и стремительно запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.

Считалка И. Дельянова:

Взял Егор в углу топор.

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор,

Утратил Егор топор,

Вот и ищет до сих пор…

Поищи и ты топор!

Третьеклассники отмечают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, определяют, в каких падежах применено слово топор.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе дежурств
Во время обучения детей обязанностям дежурных необходимо осуществлять индивидуальный подход. Во время дежурства труд детей направлен на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию и них чувства ответственности за порученное дело. В процессе дежурства ярко ...

Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми ...

Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании
Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность. По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru