Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Образование и воспитание » Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня » Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Страница 1

Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.

Коррекцией речевого и общего развития детей школьного возраста с ТНР занимается не только логопед, но и учитель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то учитель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у школьников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.

Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на занятиях по развитию речи, так и во время уроков чтения, русского языка, окружающего мира и технологии.

Овладение учителем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи младших школьников.

На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.

При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Усвоение школьных знаний значительно усложняется для детей, речь которых имеет недостатки. Поэтому для детей с ОНР III уровня центральной задачей является формирование и совершенствование связной монологической речи. Для этого учителю и логопеду следует предусмотреть систему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждого ученика) в которых учитель должен: 1)создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию учеников; 2)побуждать их высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению; 3) добиваться использования усвоенного речевого материала; 4)внимание учащихся на содержание высказываний; 5)предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д.

Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения: деформированным текстом из 3 – 4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности; на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным; на логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он .); на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»; на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.

Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно – следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию, следует направлять их внимание на смену действий и причинно – временную их последовательность. Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, - тут, там, тогда, текстовыми синонимами.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru