Традиционный метод обучения, практикуемый в большинстве школ во всем мире, отличается тем, что в центре учебного процесса находится преподаватель. Обучение, ориентированное на преподавателя может быть эффективным в тех случаях, когда:
- идет процесс передачи информации, которую учащимся сложно найти самостоятельно,
- объемная информация дается учащимся в быстром темпе,
- формируется интерес к информации,
- идет обучение учащихся, которые наилучшим образом усваивают информацию на слух.
Тем не менее, в данном подходе есть ряд недостатков:
- не все учащиеся хорошо воспринимают новый материал на слух,
- часто бывает нелегко удерживать интерес учащихся,
- данный подход практически не предполагает использования учащимися критического мышления,
- предполагается, что все учатся одинаково.
Чтобы соответствовать требованиям 21-го века и развивать у детей критическое мышление и сотрудничество, необходимы не только элементы традиционного обучения, но и элементы проектного подхода к обучению.
Проектный подход – это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно.
Используя проектный подход в обучении, учитель поощряет учеников к следующим действиям:
- самостоятельно формировать глубокие знания в области изучаемой дисциплины и развивать необходимые умения,
- активно участвовать в планировании, создании проекта, проверке сделанного и презентации выполненной работы,
- объяснять, высказывать предположения, задавать вопросы и пользоваться другими приемами критического мышления,
- брать на себя инициативу и принимать ответственность за свои идеи и сделанную работу,
- взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значимым для решения поставленных задач.
Несмотря на то, что между двумя подходами существуют различия, важно отметить, что проектный подход в обучении дополняет и обогащает традиционный, создавая осознанный, значимый для учащихся контекст, в рамках которого учащиеся могут развивать свои формирующиеся умения.
Традиционный подход к обучению, в центре которого находится учитель, и проектный подход имеют особенности и преимущества, которые обобщенно представлены в таблице №1.
Таблица №1
Традиционный подход к обучению |
Проектный подход к обучению |
Ориентирован на преподавателя |
Ориентирован на учащегося |
Преподаватель – источник знаний, который помогает учащимся приобретать необходимые навыки |
Преподаватель – наблюдатель, который создает условия для того, чтобы ученик мог применить свои знания на практике |
Преподаватель – это эксперт, который ориентируется на слабые стороны учащихся |
Учащиеся сами являются экспертами, а преподаватель ориентируется на сильные стороны учащихся |
Преподавание – процесс объяснения материала |
Преподавание – творческий процесс |
Преподаватель выбирает для учащихся формы работы и уровень сложности материала |
Учащиеся сами выбирают формы работы из предложенных педагогом и определяют уровень сложности, на котором они хотят работать |
Учащиеся воспринимают знания пассивно, а в классе чаще всего стоит тишина |
Учащиеся активно вовлечены в процесс обучения, а в классе царит учебный шум |
Учащиеся работают индивидуально |
Учащиеся работают в сотрудничестве с другими |
Акцент делается на механическом запоминании информации. Применение критического мышления незначительно |
Акцент делается на развитие навыков критического мышления |
На каждый вопрос существует единственный правильный ответ |
Не существует одного правильного ответа на вопросы |
Короткие и не связанные друг с другом виды деятельности и уроки |
Долгосрочные проекты |
Традиционная оценка письменных работ |
Оцениваются совершаемые действия |
Преподаватель несет ответственность за процесс обучения |
Преподаватель и ученик разделяют ответственность за учение и его результат |
Мотивация учащихся определяется тем, чтобы учитель был ими доволен |
Заинтересованность и вовлеченность учащихся обеспечивают внутреннюю мотивацию и способствуют достижению успехов |
Полезная информация:
Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и
речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Диагностика в свою ...
Спортивное направление в структуре социокультурного сервиса
Основные этапы истории развития спортивного сервиса в России излагаются в учебнике В.Г.Велединского «Спортивно-оздоровительный сервис». В основе физической культуры (как части общей культуры общества) лежит биологическая потребность человека в двигательной активности и потребности общественной жизн ...
Гигиенические основы физических упражнений. Гигиенические принципы организации
занятий физическими упражнениями
Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность. Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдаться на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период отмечается повышенная ч ...