Лабораторная работа «Определение поля зрения глаза, поле обзора. Обнаружение слепого пятна»

Образование и воспитание » Разработка методического обеспечения лабораторного практикума по биофизике » Лабораторная работа «Определение поля зрения глаза, поле обзора. Обнаружение слепого пятна»

Страница 1

Цель работы:

Определение поля зрения правого и левого глаза для белого, синего, красного и зеленого цветов; определение положения слепого пятна.

Приборы и принадлежности:

Периметр Форстера, транспортир со стрелкой, магнит, диски с цветными наклейками (маркёры).

Краткая теория:

Полем зрения называется пространство, видимое глазом человека при фиксации взгляда в одной точке. Величина поля зрения у различных людей неодинакова и зависит от глубины расположения и формы глазного яблока, надбровных дуг и носа, сетчатки глаза, а также функционального состояния организма. Различают цветовое (хроматическое) и бесцветное (ахроматическое) поля зрения. Ахроматическое поле зрения больше хроматического, так как оно обусловлено деятельностью палочек, которых больше, и расположены они преимущественно на периферии сетчатки. Для различных цветов поле зрения также неодинаково: больше всех оно для белого маркёра (горизонтальная протяженность составляет примерно 180°, а самое узкое для зеленого. Границы ахроматического поля зрения составляют: кнаружи – примерно 100°, кнутри и кверху – 60° и книзу – 65° (рисунок 9).

Рисунок 9 – Периметрический снимок ахроматического и хроматического полей зрения

1– поле зрения черно-белого видения; 2 – поля зрения для желтого цвета, 3– поля зрения для синего цвета, 4– поля зрения для красного цвета, 5 – поля зеленого цвета.

Полем обзора называется область, воспринимаемая подвижным глазом при неподвижной голове.

Слепое пятно называется область на сетчатке, которая не чувствительна к свету, место входа зрительного нерва из глазного яблока – диск зрительного нерва. При попадании изображения в область слепого пятна оно становится невидимым.

Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, покидающие глаз в составе зрительного нерва. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету и именуется слепым пятном [25].

Методика исследования поля зрения на периметре Ферстера состоит в следующем. Больного помещают в светлой комнате спиной к окну. Один глаз закрывают монокулярной повязкой, подбородок устанавливают на подставку периметра. Исследуемым глазом больной неподвижно фиксирует белую точку в центре дуги периметра.

Для определения границ поля зрения на белый цвет белый объект диаметром 5 мм медленно передвигают от периферии к центру до тех пор, пока больной, продолжая фиксировать центральную точку, не увидит белого объекта, о чем он сообщает ударом карандаша по столу. Деление дуги, на которой больной заметил белый объект, соответствует границе поля зрения. Полученные данные наносят на круговую систему координат (образец) (рисунок 10).

Рисунок 10 – Круговая система координат (образец)

Ход работы:

Подготовка установки к работе

1 Прикрепите периметр к краю рабочего стола при помощи струбцины, стержня, зажимной стойки и прямоугольного зажима так, чтобы открытая часть периметра была повернута к окну.

2 Вкрутите указатель в штатив (не касаясь стержня периметра) вертикально прямо и закрепите его при помощи рифленой гайки.

3 Прикрепите шкалу транспортира к стержню периметра так, чтобы она находилась строго горизонтально и крепилась при помощи рифленой гайки.

4 При помощи зажимной стойки прикрепите столик на ножке к штативной основе, отрегулируйте его высоту, чтобы глаз испытуемого находился точно по центру периметра.

5 В качестве проверки поверните периметр на 360º. Шкала транспортира должна вращаться вместе с периметром, а периметр не должен ударяться о струбцину или столик на ножке. Затем закрепите периметр в горизонтальном положении.

Порядок выполнения работы

1 Усадите тестируемого так, чтобы ему удобно было держать голову на столике длительное время без движения (при необходимости отрегулируйте высоту стула).

2 Глаза испытуемого должны быть направлены в точку внутреннего центра периметра в течение всего эксперимента. Прикрепите белый маркер к периметру во внутреннем центре как ориентир для глаза. Другой глаз должен быть закрыт в течение эксперимента. Передвигайте белые или цветные маркеры через поле зрения при помощи магнита с внешней стороны периметра.

3 Передвигайте белый маркер из точки внешней границы в центр внутренней поверхности периметра до тех пор, пока тестируемый не заметит его (глаза испытуемого при этом должны смотреть в центр). Определите значение по шкале за периметром и внесите его в круговую систему координат (рисунок 12).

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Понятие дидактическая игра, её структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения
Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Он ...

Внедрение новых информационных технологий в процессе изучения иностранных языков
Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании ин ...

Рекомендации по разработке игрового занятия
Опыт командно-игровой деятельности своеобразен. На результаты каждой игры влияют объективные и субъективные факторы. Последние особенно сильно отражают при игровой деятельности характер личности разработчика и руководителя игры, хотя разграничить их влияние не удается по той причине, что пока это, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru