Лабораторная работа «Определение поля зрения глаза, поле обзора. Обнаружение слепого пятна»

Образование и воспитание » Разработка методического обеспечения лабораторного практикума по биофизике » Лабораторная работа «Определение поля зрения глаза, поле обзора. Обнаружение слепого пятна»

Страница 2

Рисунок 12 – Нормальные граница поля зрения

4 Повторяйте измерение с шагом в 30º (отсчитывая на шкале транспортира) до тех пор, пока поле зрения не будет полностью нанесено на круговую систему координат. Затем проведите аналогичные измерения для второго глаза.

5 Не информируя испытуемого, повторите эксперимент с синими, красными и зелеными маркерами (часто меняйте цвета). Тестируемый должен сообщать, как только увидит цвет маркера (как правило, бесцветный, сероватый маркер замечается гораздо раньше).

Обнаружение поля обзора

Повторите эксперимент предыдущего раздела для белого цвета при неподвижной голове, но подвижном глазе. Экспериментальные данные нанесите на диаграмму. Объясните разницу полученных диаграмм.

Определение слепого пятна

Для обнаружения слепого пятна необходимо закрыть левый глаз, правым смотреть вперед и медленно отодвигать предмет (диск с белой наклейкой) из поля зрения в правую сторону до тех пор, пока в каком-то месте поля зрения этот предмет неожиданно исчезнет. Эксперимент проводить при горизонтальном положении периметра.

На удалении 12-18º от центра в височной половине располагается слепое пятно. Это – физиологическая абсолютная скотома.

Скотома – слепой участок в поле зрения, не связанный с его периферическими границами. Область сетчатой оболочки глаза с частично изменённой или полностью выпавшей остротой зрения, окружённая нормальными или относительно сохранными световоспринимающими элементами глаза («палочками» и «колбочками»)).

Она соответствует проекции диска зрительного нерва. Увеличение слепого пятна имеет диагностическое значение.

Центральные скотомы выявляют при кампиметрии. Пациент фиксирует взглядом светлую точку в центре плоской черной доски и следит за появлением и исчезновением белой (цветной) метки, которую врач перемещает по доске, и отмечает границы дефектов поля зрения.

Центральные и парацентральные скотомы появляются при поражении папилломакулярного пучка зрительного нерва, сетчатки и хормодеи. Центральная скотома может быть первым проявлением рассеянного склероза.

Вывод: Исследование по данной лабораторной работе проводилось на студентах 2 и 3 курсов, специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике» и направления «Физика (бакавриат)». Всего было исследовано 15 человек.

Студентам было предложено описание лабораторной работы с подробными указаниями к выполнению исследования. После выполнения данного эксперимента, учащиеся должны били нанести данные по эксперименту на круговую систему координат (рисунок 13,14), указав на ней место нахождения слепого пятна.

Рисунок 13 – Поля зрения и слепого пятна левого глаза

Подведя итоги эксперимента можно сказать, что у студентов слепое пятно находится на удалении 12-25º от центра в височной половине, что соответствует нормой, т.к. это физиологическая абсолютная скотома.

После того как был создан лабораторный практикум, стало необходимым провести практическую проверку его работоспособности. Эксперименты были проведёны на базе лаборатории биофизики ауд. 312 С физико-технического факультета Кубанского Государственного Университета. Испытуемыми стали некоторые преподаватели, студенты 3-го курса специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике», 2 курса направление «Физика (бакалавриат)» и магистров 1 курса направления ««Радиофизика»» изучающие Биофизику.

Студенты выполняли работу в несколько этапов:

1 изучение методического материала;

2 получение допуска к выполнению работы;

3 выполнение лабораторной работы на реальной установке;

4 отчёт по выполненной работе.

Поэтапное проведение эксперимента дало возможность оценить качество каждой части практикума и исправлять обнаруженные недочёты по мере их возникновения.

На первом этапе студентам был предоставлен подобранный и составленный мною методический материал, который включает в себя не только общие теоретические данные по теме биофизика зрения, но и описание заданий с указаниями к выполнению.

Второй этап – выполнение лабораторной работы. Это самая ответственная часть работы. Сложность заключалась в том, что реальную установку перед работой нужно настроить, а так как установка весьма точная, то настраивать нужно очень аккуратно. Да и непосредственное проведение опытов требует большой аккуратности. Выполнение работы вызвало меньше затруднений, у студентов, в отличие от тех студентов, которые не прошли предыдущий этап. Но, не смотря на все сложности, студентам очень понравилось работать с новыми приборами, так как весь эксперимент приближен к реальным исследованиям на диагностической аппаратуре, которые выполняются в больницах: определение поля зрения, построение аудиограммы. По полученным результатам ребята могли почти достоверно определить наличие той или иной болезни.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания ...

Алгоритм игрового занятия
Игровых занятий может быть сотни разновидностей. Это разнообразие форм позволяет адаптировать игру к всевозможным условиям ее проведения, выбрать тот вариант, который преподаватель считает наиболее целесообразным. Для того чтобы охарактеризовать эти разновидности, сначала необходимо ознакомиться с ...

Специфика использования дидактических игр в процессе развития речи детей второго года жизни
Развитие речи детей-сирот второго года жизни – сложный, систематический процесс. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Форм ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru