С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов мы выявили уровни адаптации детей к школе с заболеванием детский церебральный паралич, а также детей и без данной патологии.
Рис. 1. Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии
Данные представленные в рисунке 1 и таблице 1 свидетельствуют о том, что у 46 % детей с ДЦП и у 82 % детей без данной патологии был выявлен высокий уровень адаптации к школе, у 18 % детей с ДЦП и у 9 % детей без данной патологии адаптация к школе находится выше среднего уровня, у 18 % детей с ДЦП и 9 % детей без данной патологии адаптация находится на среднем уровне. У 9 % детей с ДЦП была выявлена адаптация ниже среднего и низкого уровня, в то в время как у детей без данной патологии данные уровни обнаружены не были.
При анализе результатов высокого уровня адаптации детей с ДЦП и без данной патологии статистически достоверно было выявлено, что различия в уровне адаптации значимы (т. к. φ = 1,81 при р ≤0,05). Дети с ДЦП имеют высокий уровень адаптации реже, чем дети без данной патологии. Данный результат можно объяснить повреждениями нервной системы детей с ДЦП, последствия которых не дают возможности развиваться высшим психическим функциям максимально продуктивно. При анализе результатов среднего и выше среднего уровней адаптации детей с ДЦП и без данной патологии было выявлено, что различия в уровнях адаптации не значимы (т. к. φ = 0,62 при р ≤0,05). Средним и выше среднего уровнями адаптации в равной степени могут обладать как дети с ДЦП, так и дети без данной патологии. Вышеуказанный феномен может являться следствием особенностями преподавания и социальными условиями, такими как особое отношение к детям, специальная внеклассная работа, с детьми, имеющими диагноз детский церебральный паралич. При анализе результатов низкого и ниже среднего уровней адаптации критерий Фишера рассчитать невозможно, но мы предполагаем, теоретически различия существуют и являются значимыми, так как у детей без патологии низкого и ниже среднего уровней выявлено не было.
В результате анализа данных достоверно было выявлено, что детей с детским церебральным параличом высокий уровень адаптации встречаться реже, чем у детей без данной патологии.
Полезная информация:
Педагогическое
мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы
Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным ...
Проблема оценки знаний в углубленных и коррекционных классах
Количество детей с отклонениями в развитии различной степени тяжести и генеза неуклонно растет. Обучение же в специализированных учреждениях часто приводит не к компенсации имеющегося дефекта, а к усугублению социальной дезадаптации ребенка. Причем многие дети, отнесенные к категории «неперспективн ...
Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности
учащихся на среднем этапе обучения
Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимс ...