Сущностная характеристика познавательного интереса

Страница 2

Указанный главный параметр уровней познавательного интереса – его обращение к объектам познания, сопровождается еще и такими параметрами, как устойчивость, локализация и осознанность.

Относительно устойчивости познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченный яркими вспышками эмоций. Однако, такой интерес быстро остывает, не оставляя особого следа в структуре личности, требует постоянного подкрепления извне, наслоения все новых и новых исключительных впечатлений.

Встречается также относительно устойчивый и связный с определенным кругом предметов интерес к учению. Относительная устойчивость интересов к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения.

Познавательный интерес школьника может быть и достаточно устойчивым. В этом случае внутренняя мотивация является превалирующей, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним условиям. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Следует отметить, что прочный познавательный интерес индивидуален и формируется под влиянием множества факторов (хобби, средства массовой информации, семья, друзья и т. д.).

Локализация познавательного интереса бывает различной. Чаще всего у учащихся с ситуативным интересом обнаруживается неясная, аморфная локализация. Такие школьники нередко отвлекаются, занимаются посторонними делами, рассеянны на уроках, но нельзя утверждать, что интерес у них отсутствует: при внешней стимуляции он проявляется, хотя такой интерес и нестоек, и требует побуждений извне. Познавательный интерес может иметь и широкую локализацию. Для таких учащихся характерны внутренние побуждения, открытость интереса ко многим областям знаний, работа с видимым удовольствием, поиск дополнительной информации по заданной теме. Правда, широта их интересов не всегда связана с глубоким подходом к познанию, поэтому с такими учащимися нужно работать по углублению знаний для последующего их перехода на более высокий уровень. Познавательный интерес может быть и четким локализованный, выраженный, доминирующий. Учащиеся с такого рода познавательным интересом сосредоточены на одной – двух смежных, или несходных областях наук. Подобный интерес появляется уже в пятом классе, а при целенаправленной работе – и у младших школьников. Он достаточно стоек и сопровождает внеурочную деятельность учащихся. Следует также отметить, что основой доминирующего познавательного интереса являются склонности, способности. Поэтому они представляют особую ценность и играют большую роль при выборе учащимися будущей профессии.

Существенным параметром познавательного интереса является и его осознанность. Безусловно, что осознание мотива всегда сопряжено с более сильным его влиянием на деятельность. Напротив, неосознанный мотив тоже действует, но им труднее управлять.

Признавая познавательный интерес значительным фактором обучения, целесообразно остановиться и на проблеме его проявления в ходе учебно-воспитательного процесса, выявлений признаков, по которым можно судить о наличии его у учащихся, его направленности. К таким показателям необходимо отнести интеллектуальную активность, эмоциональные и волевые проявления. Рассмотрим их подробней.

Об интеллектуальной активности как проявлении интереса к учению можно судить по многим действиям.

Во-первых, это вопросы учеников, выражающие их стремление постичь еще неясное, глубже познать предмет своего исследования. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск и активное стремление найти первопричину. Конечно, вопросы учащихся имеют различный уровень познавательной ценности, поэтому следует иметь в виду те вопросы, которые носят подлинный смысл, обнаруживают желание ученика уточнить или расширить представление о предмете или явлении. Поэтому стремление к заданию вопросов – это не только проявление, но важный шаг на пути укрепления познавательного интереса.

Во-вторых, об интеллектуальной активности свидетельствуют желание и стремление учащихся по собственной инициативе участвовать в учебной деятельности, в обсуждении сложных вопросов и дискуссиях, в дополнении ответов и исправлении ошибок своих товарищей, в высказывании субъективной точки зрения по выдвинутой теме.

Активное оперирование приобретенными знаниями и умениями – это еще одно проявление интеллектуальной активности, следовательно, и познавательного интереса. Познавательный интерес отсутствует при шаблонности и автоматизме деятельности, поэтому использование своих знаний в различных ситуациях свидетельствует о существовании интереса, а также способствует стремлению глубоко проникать в познание. Кроме того, активная оборачиваемость приобретенных научных знаний сигнализирует о превращении знаний в метод познания, т.е. о переходе познавательного интереса на долее высокий уровень.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru