Сущностная характеристика познавательного интереса

Страница 3

Показателем интеллектуальной активности является также желание учащегося поделиться с другими информацией, почерпнутой из разных источников за пределами обучения.

Другим показателем познавательного интереса учащихся является эмоционально-благополучный фон познавательной деятельности ученика или, проще говоря, эмоциональные проявления. По наблюдениям можно установить такие эмоциональные проявления познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, радость. У младших школьников этот ясно видимый и бурно протекающий процесс находит отражение в репликах, мимике, жестах, обмене впечатлениями, а иногда – в полной тишине. Данные эмоциональные проявления могут быть связаны с успехом выполнения задания, с процессом озарения, с уверенностью в своих силах.

«К волевым проявлениям познавательного интереса следует отнести, прежде всего, сосредоточенность внимания и слабую отвлекаемость. Ярким показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес сопряжен со стремлением, преодолеть свои трудности, пробовать различные пути для решения предложенной задачи. Ученики с таким интересом, в отличие от тех, у кого познавательный интерес слаб и ситуативен, не бросают решение задачи. Если же задача осталось нерешенной, то такой ученик обязательно заберет ее с собой, чтобы подумать на досуге. Показателем является и реакция на звонок с урока».

Анализ литературы показал, что существуют и другие точки зрения относительно критериев (параметров) познавательного интереса. Так, А.К. Маркова все критерии развела на две большие группы: содержательные и динамические. К содержательным характеристикам исследователь относит: избирательность (направленность на определенный предмет); действенность (выражение интереса в реальном поведении и поступках); доминирование (преобладание в структуре личности); активность (сосредоточение интереса многообразных усилий личности); опосредованность (преломление побуждений социальным эталонов и общественным ценностям); обобщенность (распространенность интересов на другие сферы) и самостоятельность возникновения познавательного интереса. К динамическим признакам, в свою очередь, были отнесены: устойчивость (длительность сохранения); выраженность, сила и интенсивность, эмоциональность (положительная или отрицательная модальность интереса); переключаемость (легкость перехода от одного вида деятельности к другому); широта (количество объектов и предметов, на которые распространяется интерес).

Рассматривая познавательный интерес, большинство авторов ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. По С.И. Ожегову, любопытство – это «стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-либо». В частности, любопытный факт – это интересный, возбуждающий интерес, содержащий какую-то интригу.

«Любопытству близко и понятие «любознательность», т.е. склонность к приобретению новых знаний. Следовательно, исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе было бы неправильно».

Очевидно, что любопытство и любознательность - составляющие познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым. По мнению П.П. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания. По А.Г. Ковалеву, относительно детей 4-5 лет любопытство можно рассматривать в качестве ситуативного интереса или «прединтереса».

Безусловно, любопытство имеет разные формы, и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Н.Д. Левитов выделил три типа любознательности: наивная, серьезная и праздная. Наивное любопытство не содержит в себе ничего плохого, оно свойственно маленьким детям. Такое же любопытство бывает и у взрослых, когда им приходится сталкиваться с чем-то новым, или, когда они находятся в необычной обстановке. Серьезное любопытство свидетельствует о любознательности и является одним из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Следует подчеркнуть роль серьезного любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования. Праздное же любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания.

Таким образом, выявленный в ходе анализа психолого-педагогической литературы особенности познавательного интереса и его роль в учебно-воспитательном процессе позволяют нам сделать вывод о том, что познавательный интерес как элемент развивающего обучения – один из самых значимых мотивов учения, формируя который, учитель создает прочную и надежную основу личности учащегося.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Умение исследовать в системе специальных знаний
Умение - это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач, ибо выполнение каждого сложного действия выступает для ученика как решение задачи. Исследовательские умения можно разделить на общи ...

Подбор игрового материала
Подбор игрового материла для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и ...

Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств
Исследования по использованию дежурства как формы организации детского труда в старшей группе проводилось нами в ДОУ №7 «Родничок» комбинированного вида в поселке Иноземцево. Цель нашего исследования заключалась в следующем – определить, насколько сформировано трудолюбие у ребенка. Данное исследова ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru