Сущностная характеристика познавательного интереса

Страница 3

Показателем интеллектуальной активности является также желание учащегося поделиться с другими информацией, почерпнутой из разных источников за пределами обучения.

Другим показателем познавательного интереса учащихся является эмоционально-благополучный фон познавательной деятельности ученика или, проще говоря, эмоциональные проявления. По наблюдениям можно установить такие эмоциональные проявления познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, радость. У младших школьников этот ясно видимый и бурно протекающий процесс находит отражение в репликах, мимике, жестах, обмене впечатлениями, а иногда – в полной тишине. Данные эмоциональные проявления могут быть связаны с успехом выполнения задания, с процессом озарения, с уверенностью в своих силах.

«К волевым проявлениям познавательного интереса следует отнести, прежде всего, сосредоточенность внимания и слабую отвлекаемость. Ярким показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес сопряжен со стремлением, преодолеть свои трудности, пробовать различные пути для решения предложенной задачи. Ученики с таким интересом, в отличие от тех, у кого познавательный интерес слаб и ситуативен, не бросают решение задачи. Если же задача осталось нерешенной, то такой ученик обязательно заберет ее с собой, чтобы подумать на досуге. Показателем является и реакция на звонок с урока».

Анализ литературы показал, что существуют и другие точки зрения относительно критериев (параметров) познавательного интереса. Так, А.К. Маркова все критерии развела на две большие группы: содержательные и динамические. К содержательным характеристикам исследователь относит: избирательность (направленность на определенный предмет); действенность (выражение интереса в реальном поведении и поступках); доминирование (преобладание в структуре личности); активность (сосредоточение интереса многообразных усилий личности); опосредованность (преломление побуждений социальным эталонов и общественным ценностям); обобщенность (распространенность интересов на другие сферы) и самостоятельность возникновения познавательного интереса. К динамическим признакам, в свою очередь, были отнесены: устойчивость (длительность сохранения); выраженность, сила и интенсивность, эмоциональность (положительная или отрицательная модальность интереса); переключаемость (легкость перехода от одного вида деятельности к другому); широта (количество объектов и предметов, на которые распространяется интерес).

Рассматривая познавательный интерес, большинство авторов ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. По С.И. Ожегову, любопытство – это «стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-либо». В частности, любопытный факт – это интересный, возбуждающий интерес, содержащий какую-то интригу.

«Любопытству близко и понятие «любознательность», т.е. склонность к приобретению новых знаний. Следовательно, исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе было бы неправильно».

Очевидно, что любопытство и любознательность - составляющие познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым. По мнению П.П. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания. По А.Г. Ковалеву, относительно детей 4-5 лет любопытство можно рассматривать в качестве ситуативного интереса или «прединтереса».

Безусловно, любопытство имеет разные формы, и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Н.Д. Левитов выделил три типа любознательности: наивная, серьезная и праздная. Наивное любопытство не содержит в себе ничего плохого, оно свойственно маленьким детям. Такое же любопытство бывает и у взрослых, когда им приходится сталкиваться с чем-то новым, или, когда они находятся в необычной обстановке. Серьезное любопытство свидетельствует о любознательности и является одним из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Следует подчеркнуть роль серьезного любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования. Праздное же любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания.

Таким образом, выявленный в ходе анализа психолого-педагогической литературы особенности познавательного интереса и его роль в учебно-воспитательном процессе позволяют нам сделать вывод о том, что познавательный интерес как элемент развивающего обучения – один из самых значимых мотивов учения, формируя который, учитель создает прочную и надежную основу личности учащегося.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Условия эффективного формирования здорового образа жизни
Нами выделены следующие социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков в общеобразовательной школе: во-первых, создание благоприятного психологического климата среди подростков; во-вторых, создание активной творческой обстановки подростков; в-третьих, пропаганда з ...

Результаты опытно-экспериментальной работы
Диагностика отношения к предмету, результатов обучения, воспитания и развития. Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношен ...

Классификация дидактических игр
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала. Дида ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru