История становления организаций для детей и подростков

Страница 1

В данном параграфе речь пойдет об истории становления учреждений и организаций для детей и подростков, а также о их непосредственных задачах, средствах и методах их работы на различных исторических этапах.

История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков создаются в России еще при Николае I. С его ведома в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. в Павловске был создан первый скаутский отряд, а в 1914 г. создается Всероссийское общество "Русский скаут". К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитников Отечества.

После Октября скаутское движение было фактически вытеснено пионерским движением. В 1919 г. делается попытка создания организации юных коммунистов. В Тульской губернии создается детпролеткульт, в Перми "Муравейник", в Днепропетровске - Совет детских депутатов. Словом, идет поиск организационных форм детского движения.

В этом движении главную роль играли культпросветчики и педагоги. Чтобы придать движению организованный характер, в 1923 г. Секретариат ЦК РКСМ издает циркулярное письмо "0 развитии организационных форм детской работы". Это привело к унификации и политизации детского движения. Унификация и политизация окончательно завершились в пионерский период, т.е. после шестого съезда комсомола, который состоялся в 1924 г. Детские организации были бюрократизированы, они подавляли инициативу ребят, воспитывали их в духе конформизма. Положительным моментом в деятельности пионерских организаций были коллективизм и дисциплинированность. Пионерская организация имела единую цель и задачи, единую программу деятельности, общие для каждого символы и ритуалы, поголовный охват подростков.

За годы советской власти в России была создана стройная система государственных и общественных институтов воспитания подрастающего поколения. Теперь эта система под угрозой распада. Идет процесс ее неуклонного сокращения. Наряду с этим была создана мощная и стройная система общественных организаций, которая охватывала детей всех возрастов. Социализация ребенка начиналась с детской организации октябрят. Затем он вступал в пионеры, из пионеров в комсомол и взрослым в партию. Партия постоянно заботилась и направляла деятельность детских организаций. И как бы мы не критиковали эту систему за ее авторитаризм и формализм, это была эффективная система воспитания с четкой идеологической направленностью. Она формировала гражданина и патриота своей страны.

С 1989 г. начинается постпионерский период детского движения. Демократизация захватила и детские организации. Их девизом становится: "За Родину, добро и справедливость", детским организациям предоставляется некоторая самостоятельность. В 1990 г. Россия ратифицировала конвенцию "0 правах ребенка", а в 1993 г. правительство принимает постановление "О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", в 1994г. "0 взаимодействии органов управления по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями". В 1995 г. Государственная дума принимает закон "Об общественных объединениях". В том же году издается справочник Государственного комитета по делам молодежи, в котором зафиксированы 24 детских объединения. К ним относятся: "Русский Союз скаутов", "Союз московских скаутов", "Союз пионерских организаций", федерация "Юная Россия" и "Федерация скаутов России", Орден милосердия, Школа демократической культуры, детские творческие объединения, спортивные юношеские общества и клубы.

Для всех этих объединений характерны отсутствие яркой политической направленности, добровольность, инициатива, самоуправление.

Таким образом, современные детские организации вступили в полосу демократизации и выполняют важные функции формирования гражданина. Роль и место взрослого сугубо индивидуальна, определяется авторитетом и влиянием. Он может быть руководителем, организатором, советчиком. Это зависит от запросов самих подростков. Необходима свобода действий детских организаций.

Помимо формальных детских объединений существуют еще и неформальные, не имеющие официального статуса: это экстремистское и лояльное движения. К экстремистским группам можно отнести люберов, рокеров, фашиствующие и некоторые религиозные организации типа церкви сатаны, белого братства, богородичного центра и др. К лояльным группам относятся панки, металлисты и другие группы, связанные с определенным образом жизни. Для них характерны вычурность одежды, неординарность поведения и увлечение каким-то видом искусства.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Сравнительный анализ нарушений речи у детей детского дома и детей, обучающихся в общеобразовательной школе
Анализ результатов исследования состояния устной речи воспитанников детского дома младшего школьного возраста позволил выявить большую распространенность нарушений речевого развития у этой категории детей (Таблицы 1, 2). Нарушения речи учащихся начальных классов, воспитывающихся в условиях детского ...

Значение внеклассной работы в курсе экологического воспитания
В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми можно назвать внеклассные занятия по естествознанию. Эта работа преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы и строится она на основе интере ...

Кабинетная система в образовательном процессе. Оборудование кабинета иностранного языка
При обучении иностранному языку в школе главной целью является неподготовленная устная речь. Школьников нужно научить использовать усвоенный языковой материал для выражения своих мыслей в соответствии с речевой ситуацией. В методике обучения устной речи значительное место занимает проблема отбора и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru