Значение внеклассной работы в курсе экологического воспитания

Страница 1

В качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми можно назвать внеклассные занятия по естествознанию. Эта работа преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков у внеклассной работы нет обязательной программы и строится она на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы, она не подменяет, а дополняет школьный курс.

Сначала в I и во II классах содержание внеклассных занятий в большинстве случаев связано с материалом, изучаемым в классе. Здесь можно использовать те игры, которые занимают много времени и их не проведешь на уроке. Например, для формирования понятий «сеть питания» мы проводили такую игру. Участникам выдается «шапочка» с изображением животного или растения и клубок ниток ученикам-«растениям». Задача: протянуть нить от «организма» к тому растению или животному, которым он питается. Т.е. составляется цепь от растений к растительноядным животным, а от них к хищникам или всеядным. В результате дети наглядно видят сеть, которая строится на основе многочисленных цепей питания. Причем к одному ребенку могут сходиться нити от растений и растительноядных животных. Ребята сами делают вывод о многочисленных связях в природе.

Сразу же экологическая направленность: некоторые растения «погибли» - т.е. дети, выполняющие роль растений выпускают нити. Становится видно, как связи нарушаются и ослабевают.

Растительноядные тянут нить, если ее конец оказался в руке – игрок выходит – считается «животное» погибло. Таким образом, дети видят разрушение всей сети и постепенную гибель организмов. делают вывод о значении растений для жизни живых организмов; выстраивают причинно-следственные связи экологических проблем.

По мере накопления знаний меняется и характер, и содержание занятий. Поскольку сейчас в школе мат.база слабая, то живые уголки практически отсутствуют (правда, дети могли видеть хороший живой уголок в д/с № 87), но уход за комнатными растениями, их пересадка –это посильное мероприятие. После посещения Читинского ботанического сада дети получили вы подарок отростки растений, они разбились на небольшие группы и ухаживали каждый за своим растением. И какова же была их радость, когда растение зацветало!

По мере изучения природы у детей постепенно начинают выявляться вкусы и запросы. Одних привлекают растения, других животные, третьим интересно изучение минералов. В 3-4 классах значительная группа ребят проявляет интерес к изучению явлений и объектов неживой природы, к постановке опытов по изучению свойств веществ.

Изучая тему «Круговорот воды в природе», мы проводили опыты: «Испарение», «Конденсация», но я остановлюсь на опыте «Растение – насос».

Для опыта нужны: прозрачный пакет, круглая резинка, зеленое комнатное растение.

Выполнение: 1) Натянуть пакет на раскидистую ветку растения, закрепи резинкой; 2) На следующий день посмотри, что получилось. Откуда взялась вода?

Дети делают зарисовку:

и вывод: растение

высасывает воду из

почвы, а листья

испаряют ее со своей

поверхности.

Интерес вызывают и опыты к теме «Свет – источник жизни». При проведении этого опыта детей можно разбить на группы и каждая будет наблюдать за своим блюдцем, а можно поручить все 4 блюда каждому (это зависит от желания самих детей).

Для опыта: вата, мелкие семена (лучше салат), 4 блюдца, вода.

Выполнение: 1) На каждое блюдце кладется слой ваты и сверху семена; 2) Первое блюдце полить водой и поставить на свет; 3) Второе блюдце тоже полить водой, но поставить в темное место; 4) Остальные 2 блюдца поставить на свет и в темноту, но не поливая.

Через несколько дней посмотреть, что произошло с семенами. На основании увиденного дети делают вывод о том, что нужно растениям для роста. И опять можно установить связь между растениями и животными (сеть питания).

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Анализ литературы по проблеме исследования
Модульное обучение в первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России. В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного о ...

Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...

Организация инновационной деятельности
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедически ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru