Сравнительный анализ нарушений речи у детей детского дома и детей, обучающихся в общеобразовательной школе

Страница 1

Анализ результатов исследования состояния устной речи воспитанников детского дома младшего школьного возраста позволил выявить большую распространенность нарушений речевого развития у этой категории детей (Таблицы 1, 2).

Нарушения речи учащихся начальных классов, воспитывающихся в условиях детского дома как характеризуются большой распространенностью, а также сложностью речевой патологии.

Таблица 1. – Сравнительная характеристика нарушений речи

(психолого-педагогический подход)

Виды речевых нарушений

Количество детей в %

воспитанники детского дома (экспер. группа)

Дети, обучающиеся в общеобр. школе (контрольн. гр.)

Общее недоразвитие речи

-2 уровень

-3 уровень

-4 уровень

70

20

30

Фонетико-фонематическое недоразвитие

10

37

Фонетические нарушения (изолированные)

-

Фонематические нарушения

-

17

Так, на момент обследования 70% воспитанников детского дома с нормой психического развития имеют ОНР III уровня, 20% – IV уровня. У 10% детей отмечается ФФН, проявляющиеся в нарушенном произношении звуков и несформированность фонематических процессов. Изолированное фонетическое нарушение у данной группы детей выявлено не было.

В контрольной группе ОНР IV уровня показали 30% детей, ФФН – 37%, ФН (изолированные) – 17%.

Таблица 2. – Клинико-педагогическая характеристика нарушений речи

Виды нарушений речи

Количество детей, в %

Эксперимент, группа

Контрольная группа

Дислалия

- акустико-фонематическая

- артикуляторно-фонематическая

- артикуляторно-фонетическая

55

20

40

7

Стертая дизартрия

-корковая

-подкорковая

-мозжечковая

-бульбарная

-псевдобульбарная

10

6

15

16

8

13

Таким образом, исследование показало, что и у учащихся, воспитывающихся в семье, имеется большое количество нарушений речи (84%), которые проявляются в более легкой степени выраженности, чем у детей сирот. В то же время у 100% воспитанников детского дома выявлены нарушения речевого развития, преимущественно общее недоразвитие речи. При этом, если у детей контрольной группы отмечалось ОНР IV уровня (30%), то у их сверстников из детдома в большинстве случаев наблюдалось ОНР III уровня (1 экспериментальная группа – 70%).

Клинико-педагогическая характеристика речевой патологии показало, что у 55% воспитанников детского дома без ЗПР, у 40% детей контрольной группы выявлена акустико-фонематическая дислалия. У данных детей отмечалась недостаточная сформированность фонематического слуха, что проявляется в слабом различении звуков на слух (р-л, ж-ш, д-т, г-к, с-з и т.д.) и может отрицательно сказаться при овладении детьми письменной речью. 20% воспитанников детского дома и 7% учащихся контрольной группы показали артикуляторно-фонематическую дислалию.

В основном у всех отмеченных детей артикуляторная база оказалась полностью сформированной, усвоены все артикуляционные позиции, но в речи допускаются замены и смешения на основе артикуляционной близости звуков. Так у воспитанников детского дома с нормой психического развития отмечались смешения звуков р-л, с-ш; у воспитанников детского дома с ЗПР смешивались звуки р-л, с-ш, з-ж, з-с, с-сь, ц-ч.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Особенности ведения документации педагога-психолога
Документация педагога-психолога должна: — основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нужда ...

Состояние функции словоизменения
В ходе проведённого исследования сформированности функции словоизменения (таб. 1) мы выделили 4 группы детей. В первую группу вошли дети (2 чел.) со степенью сформированности выше среднего (2,7-2,9 б.) Детьми были допущены следующие ошибки: неверное изменение имён существительных по числам в именит ...

Использование ИКТ-технологий в процессе воспитания организованности младших школьников
Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент. В педагогической литературе приводятся различные определения понятия "информационная технология". Рассмотрим некоторые из них: Информационная технология – это "процесс, связанный с ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru