Анализ результатов исследования состояния устной речи воспитанников детского дома младшего школьного возраста позволил выявить большую распространенность нарушений речевого развития у этой категории детей (Таблицы 1, 2).
Нарушения речи учащихся начальных классов, воспитывающихся в условиях детского дома как характеризуются большой распространенностью, а также сложностью речевой патологии.
Таблица 1. – Сравнительная характеристика нарушений речи
(психолого-педагогический подход)
Виды речевых нарушений |
Количество детей в % | |
воспитанники детского дома (экспер. группа) |
Дети, обучающиеся в общеобр. школе (контрольн. гр.) | |
Общее недоразвитие речи -2 уровень -3 уровень -4 уровень |
70 20 |
30 |
Фонетико-фонематическое недоразвитие |
10 |
37 |
Фонетические нарушения (изолированные) |
- | |
Фонематические нарушения |
- |
17 |
Так, на момент обследования 70% воспитанников детского дома с нормой психического развития имеют ОНР III уровня, 20% – IV уровня. У 10% детей отмечается ФФН, проявляющиеся в нарушенном произношении звуков и несформированность фонематических процессов. Изолированное фонетическое нарушение у данной группы детей выявлено не было.
В контрольной группе ОНР IV уровня показали 30% детей, ФФН – 37%, ФН (изолированные) – 17%.
Таблица 2. – Клинико-педагогическая характеристика нарушений речи
Виды нарушений речи |
Количество детей, в % | |
Эксперимент, группа |
Контрольная группа | |
Дислалия - акустико-фонематическая - артикуляторно-фонематическая - артикуляторно-фонетическая |
55 20 |
40 7 |
Стертая дизартрия -корковая -подкорковая -мозжечковая -бульбарная -псевдобульбарная |
10 6 15 |
16 8 13 |
Таким образом, исследование показало, что и у учащихся, воспитывающихся в семье, имеется большое количество нарушений речи (84%), которые проявляются в более легкой степени выраженности, чем у детей сирот. В то же время у 100% воспитанников детского дома выявлены нарушения речевого развития, преимущественно общее недоразвитие речи. При этом, если у детей контрольной группы отмечалось ОНР IV уровня (30%), то у их сверстников из детдома в большинстве случаев наблюдалось ОНР III уровня (1 экспериментальная группа – 70%).
Клинико-педагогическая характеристика речевой патологии показало, что у 55% воспитанников детского дома без ЗПР, у 40% детей контрольной группы выявлена акустико-фонематическая дислалия. У данных детей отмечалась недостаточная сформированность фонематического слуха, что проявляется в слабом различении звуков на слух (р-л, ж-ш, д-т, г-к, с-з и т.д.) и может отрицательно сказаться при овладении детьми письменной речью. 20% воспитанников детского дома и 7% учащихся контрольной группы показали артикуляторно-фонематическую дислалию.
В основном у всех отмеченных детей артикуляторная база оказалась полностью сформированной, усвоены все артикуляционные позиции, но в речи допускаются замены и смешения на основе артикуляционной близости звуков. Так у воспитанников детского дома с нормой психического развития отмечались смешения звуков р-л, с-ш; у воспитанников детского дома с ЗПР смешивались звуки р-л, с-ш, з-ж, з-с, с-сь, ц-ч.
Полезная информация:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у
детей дошкольного возраста
Основной деятельностью в дошкольном детстве является игра. Она способствует развитию различных сторон личности ребенка, его познавательных процессов, предметней деятельности и т.д. Игры развивают умственные способности ребенка, речь, воображение, восприятие и пр. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры ...
Характеристика групп исследуемых детей с ДЦП
Государственное учреждение здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий для лечения ДЦП «Автозаводский» рассчитан на 100 коек круглосуточного пребывания детей и 50 коек дневного пребывания с учетом с учетом открытия филиала в здании, переданном распоряжением главы администрации города Ни ...
Возрастные особенности личности младших школьников
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвящ ...