Сравнительный анализ нарушений речи у детей детского дома и детей, обучающихся в общеобразовательной школе

Страница 1

Анализ результатов исследования состояния устной речи воспитанников детского дома младшего школьного возраста позволил выявить большую распространенность нарушений речевого развития у этой категории детей (Таблицы 1, 2).

Нарушения речи учащихся начальных классов, воспитывающихся в условиях детского дома как характеризуются большой распространенностью, а также сложностью речевой патологии.

Таблица 1. – Сравнительная характеристика нарушений речи

(психолого-педагогический подход)

Виды речевых нарушений

Количество детей в %

воспитанники детского дома (экспер. группа)

Дети, обучающиеся в общеобр. школе (контрольн. гр.)

Общее недоразвитие речи

-2 уровень

-3 уровень

-4 уровень

70

20

30

Фонетико-фонематическое недоразвитие

10

37

Фонетические нарушения (изолированные)

-

Фонематические нарушения

-

17

Так, на момент обследования 70% воспитанников детского дома с нормой психического развития имеют ОНР III уровня, 20% – IV уровня. У 10% детей отмечается ФФН, проявляющиеся в нарушенном произношении звуков и несформированность фонематических процессов. Изолированное фонетическое нарушение у данной группы детей выявлено не было.

В контрольной группе ОНР IV уровня показали 30% детей, ФФН – 37%, ФН (изолированные) – 17%.

Таблица 2. – Клинико-педагогическая характеристика нарушений речи

Виды нарушений речи

Количество детей, в %

Эксперимент, группа

Контрольная группа

Дислалия

- акустико-фонематическая

- артикуляторно-фонематическая

- артикуляторно-фонетическая

55

20

40

7

Стертая дизартрия

-корковая

-подкорковая

-мозжечковая

-бульбарная

-псевдобульбарная

10

6

15

16

8

13

Таким образом, исследование показало, что и у учащихся, воспитывающихся в семье, имеется большое количество нарушений речи (84%), которые проявляются в более легкой степени выраженности, чем у детей сирот. В то же время у 100% воспитанников детского дома выявлены нарушения речевого развития, преимущественно общее недоразвитие речи. При этом, если у детей контрольной группы отмечалось ОНР IV уровня (30%), то у их сверстников из детдома в большинстве случаев наблюдалось ОНР III уровня (1 экспериментальная группа – 70%).

Клинико-педагогическая характеристика речевой патологии показало, что у 55% воспитанников детского дома без ЗПР, у 40% детей контрольной группы выявлена акустико-фонематическая дислалия. У данных детей отмечалась недостаточная сформированность фонематического слуха, что проявляется в слабом различении звуков на слух (р-л, ж-ш, д-т, г-к, с-з и т.д.) и может отрицательно сказаться при овладении детьми письменной речью. 20% воспитанников детского дома и 7% учащихся контрольной группы показали артикуляторно-фонематическую дислалию.

В основном у всех отмеченных детей артикуляторная база оказалась полностью сформированной, усвоены все артикуляционные позиции, но в речи допускаются замены и смешения на основе артикуляционной близости звуков. Так у воспитанников детского дома с нормой психического развития отмечались смешения звуков р-л, с-ш; у воспитанников детского дома с ЗПР смешивались звуки р-л, с-ш, з-ж, з-с, с-сь, ц-ч.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Технологическая схема создания учебных фильмов
Приступая к какому-либо делу, мы стараемся возможно детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели, под которой понимается «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива ц ...

Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки
Обследование характеристик выразительности речи. В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыс ...

Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного возраста
Рассмотрим значение движений для культурного развития детей. Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции детей. Например, в иссле­дованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявления­ми восприятия, памятью, эмоциями и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru