Внеклассная работа как средство повышения познавательного интереса младших школьников к математике

Образование и воспитание » Внеклассная работа как средство повышения познавательного интереса младших школьников к математике

В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.

Необходимость всемерного развития внеклассной работы подчеркивалась в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Важно охватить всех учащихся, - отмечалось в этом документе, - разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеурочное время».

Принципиальные основы организации и проведения внеклассной работы по математике были заложены в 30-е гг. Б.Н.Делоне предложил стройную продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, В.А.Тартаровский.

За истекшие годы школа накопила значительный опыт проведения внеклассной работы с учащимися по математике. Наряду с кружками, математическими олимпиадами развились такие формы внеклассной работы, как командные соревнования, математические вечера, КВН, экскурсии и др. Проблема внеклассной работы по математике как средства повышения познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.

Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И.Божович, В.Г.Бондаренко, М.К.Енисеева, В.С.Ильина, А.Г.Ковалева, Н.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной.

Наиболее тщательному анализу подверглись различные формы внеклассной работы, посвященные младшему школьнику. Различные аспекты формирования познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста рассматриваются в диссертационных исследованиях психологов: А.К. Абдуллаева, А.С. Бахаревой, Е.Г. Кайдаш, Е.Н. Киричук, М.Ф. Морозова, Н.А. Погореловой и др. Работы указанных авторов способствуют успешным теоретическим и практическим разработкам в данной области исследования, содержат много ценных дидактических и методических находок.

Особенности внеклассной работы по математике в целях формирования познавательных интересов учащихся также раскрываются в исследованиях Н.И. Виноградовой, Ф.Н. Гусейновой, Т.Е. Демидовой. Одной из целей этих работ является изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у подростков. Значительно меньше исследователи обращаются к особенностям познавательного интереса в структуре личности младшего школьника. Между тем, период начального обучения в школе особо значимый этап в формировании духовности человека, здесь закладываются основы многогранных интересов личности. Приобретаемые знания, умения, навыки должны становиться важным средством развития личности ребенка в 6 – 10 лет. Совершенствование педагогической работы в этом русле должно исходить из понимания познавательного интереса не только как значимого мотива учения, а более широкого - как интегрального личностного образования. Эта точка зрения все более утверждается в современной педагогике.

Мы считаем, что сформированность познавательного интереса – результат не только преподавания, но и воспитательной работы, ибо сложность проблемы состоит в создании условий для закрепления интереса к познанию в устойчивое личностное образование.

Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока.

Исходя из актуальности проблемы, формирования познавательного интереса нами сформулирована тема дипломного исследования: «Внеклассная работа как средство повышения познавательного интереса младших школьников к математике».

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.

Объект исследования: внеклассная работа.

Предмет исследования: эффективность методики организации внеклассной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к математике.

Задачи исследования:

1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;

2.Изучить влияние внеклассной работы по математике на повышение познавательных интересов младших школьников;

3.Разработать систему кружковых занятий по математике и методику их проведения;

4. Экспериментально проверить эффективность влияния внеклассной работы на познавательный интерес.

Гипотеза исследования: в основу исследования было положено предположение, что систематическая и целенаправленная внеклассная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся к математике.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ учебной и методической литературы;

2.Педагогический эксперимент.

3.Наблюдение с целью изучения психологических особенностей детей.

4.Анализ устных и письменных работ учащихся.

5.Анкетирование.

6.Тестирование.

7.Беседа.

8.Анализ результатов эксперимента.

Этапы исследования:

Первый этап – теоретический (январь 2006 – октябрь 2006) анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы дипломной работы.

Второй этап – экспериментальный (ноябрь 2006 – декабрь 2006) проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап – обобщающий (январь 2007 – март 2007) анализ полученных результатов, литературное оформление дипломной работы.

Практическая значимость: данная работа может быть использована студентами ФНК, преподавателями - практиками в работе с детьми младшего школьного возраста.

Полезная информация:

Принципы модульного обучения и условия их реализации
Технология модульного обучения включает в себя модульную программу, состоящую из отдельных частей учебного материала - модулей, принципов модульного обучения, методов обучения и контроля. Остановимся на принципах модульного обучения и педагогических условиях их реализации. 1) Принцип модульности. С ...

Формирование понятия об инерции
Различные методические подходы к изучению закона инерции отличаются в основном тем, к какой конечной формулировке — классической ньютоновской или же к формулировке, принимающей во внимание уравновешенные силы,— подводят учащихся. Рассмотрим каждый из этих основных подходов и некоторые их модификаци ...

Принципы принятия эффективных решений
Принцип системности. Многие предприятия работают вхолостую, испытывают стрессовые ситуации, финансовые потери, на них наблюдается демотивация сотрудников. И все это потому, что либо не были оптимальными принятые решения, либо решения были правильные, но их реализация натолкнулась на трудности из-за ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru