Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса

Страница 1

Обучение не просто дает знание, а формирует и развивает личность, ее мировоззрение, культуру, характер. Сообщая учащимся знание, мы воспитываем их нравственно. Нам важно, как направлены эти знания, в каких делах и поступках проявляются.

Соединение обучения и воспитания в единый процесс предполагает расширение рамок воздействия урока, когда интерес ученика, рожденный на уроке, живет за его пределами.

Внеклассная работа по формированию познавательных интересов учащихся не выдумывается и не притягивает к урокам искусственно. Она органически сливается с основной учебной деятельностью учащихся, становится интересной, нужной, полезной, дополняется внеурочная деятельность интересными уроками.

Учебные программы, а также учебники начальной школы не предусматривают внеклассную работу, но общеобразовательные школы включают в образовательный процесс внеклассную работу, которая направлена на всестороннее развитие личности.

Внеклассная работа является звеном образовательного процесса, и ее планирование носит индивидуальный характер для каждой школы и каждого учителя.

Задача внеклассной работы – всячески содействовать формированию устойчивых познавательных интересов. Под влиянием предметного обучения происходит дифференциация познавательных интересов, углубление их, затем возникает и развивается потребность в самообразовании.

Постоянное увлеченное постижение учебного предмета ведет к углубленному интересу, формирует интерес к содержанию науки.

Система внеклассной работы имеет ряд особенностей:

Содержание внеклассной работы государственной программой не регламентируется, поэтому при подборе заданий для внеклассных заданий учитель исходит из общего уровня знаний и умений учащихся, связывая знания с текущим программным материалом.

В зависимости от формы внеклассной работы продолжительность внеклассных занятий может составлять от 2 – 3 до 15 – 20 минут и до целого часа.

Состав учащихся для внеклассных занятий может быть различным: учащиеся одного класса, либо разных классов. При этом группы создаются на добровольных началах. Состав группы может меняться.

Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия; кружки; викторины; олимпиады; экскурсии; праздники; конкурсы; выставки; внеклассное чтение; школьные вечера и т.п.

Материал, предлагаемый для внеклассной работы с учащимися должен быть занимательным либо по содержанию, либо по форме с использованием игр, элементов соревнования.

Положительная или отрицательная оценка внеклассной работы зависит от того, насколько интересно проходят занятия. Интересно тогда, когда расширяются знания, получаемые на уроках, когда решаются занимательные задачи, ставятся опыты, строятся модели, когда ребята знакомятся с современной литературой, обсуждают прочитанные книги, стихи. Словом внеклассные занятия интересны тогда, когда происходит приращение знаний, когда есть возможность для самостоятельного творчества, когда приобретаются полезные умения и навыки. Для малышей хорош тот кружок, когда «занимательно и весело». Неинтересно, когда на внеклассных занятиях «нет ничего нового». Для мальчиков важно удовлетворение их потребностей в спорте, в трудовой деятельности, в техническом творчестве. Для девочек желательно овладение такими умениями и навыками, которые потребуются будущей матери.

Совершенно очевидно, что в основу внеклассной работы должны быть положены определенные принципы:

Содержание внеклассной работы должно способствовать всестороннему развитию личности, обеспечить участие школьников в различных видах деятельности – игровой, трудовой, познавательной, эстетической, спортивной.

Роль и содержание разных видов деятельности должно меняться в соответствии с возрастом ребят.

Внеклассная работа не должна носить только развлекательный характер, т.к. удовлетворение духовных потребностей должно быть связанно с преодолением трудностей. Речь идет о том, чтобы учащиеся не были созерцателями, потребителями, а были бы созидателями духовных ценностей.

Деятельность ребят должна носить общественно полезный характер. Кружок технического моделирования может делать приборы, кукольный театр выступает перед школьниками, математический кружок выпускает стенные газеты и бюллетени, которые читают все.

Необходимо соблюдать также принцип добровольности. В кружки дети должны прийти по своему желанию. Этому содействует тесная связь учебной и внеклассной работы. Урок должен питать и стимулировать внеклассную работу. Надо, чтобы на уроке учитель создавал ситуацию, проблемы, решение которых заинтересовало бы детей и привело бы их в кружок, чтобы у ребят возникло желание расширить свой кругозор.

«Первые годы обучения в школе – это годы очень заметного развития интересов, и основой из них – познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше».

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Основные приемы строевых упражнений
Основным элементом строевой выучки является строевая стойка. Она принимается по командам: «Становись» и «Смирно» и без команды: при отдании и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна, при отдании чести, а также при подаче ...

Понятие дидактическая игра, её структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения
Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Он ...

Принципы принятия эффективных решений
Принцип системности. Многие предприятия работают вхолостую, испытывают стрессовые ситуации, финансовые потери, на них наблюдается демотивация сотрудников. И все это потому, что либо не были оптимальными принятые решения, либо решения были правильные, но их реализация натолкнулась на трудности из-за ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru