Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста

Страница 1

Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения.

В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Каждый из четырех видов деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Во внеклассной работе важно увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души.

С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми. Педагог должен построить обучение так, чтобы дети могли и хотели длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал, предлагаемый учителем.

Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать сложный материал, но для того, чтобы это произошло необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:

Учебный материал должен быть ребенку интересен и понятен;

Ребенок должен быть мотивирован к его изучению;

Ребенок должен владеть умениями по его изучению.

«Огромное значение в работе педагога начальной школы имеет процесс обучения учащихся процессу саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно формировать интеллектуальное развитие учащихся, желание умственной работы.»

Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержания общения, учащихся с окружающим людьми и, в первую очередь, с взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источниками различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут во внеклассной работе, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, умение делать выводы и обобщения.

Рассмотрим некоторые особенности психологии младших школьников.

Обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания.

Внимание – одно из основных условий успешной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание на эмоциональные моменты в общении.

Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво и ограничено по объему. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности.

Одним из наиболее важных новообразований является развитие произвольности внимания – особого качества психических процессов. Произвольность деятельности ребенка проявляется в умении ставить перед собой цели и задачи и прилагать усилия к достижению этих целей.

Основное направление развития внимания – становление произвольных форм внимания. Вначале, когда произвольное внимание еще не устойчивое и требует от ребенка значительных усилий, необходимо помогать детям в их развитии, как можно больше привлекать к работе и развивать познавательный интерес учащихся. Важно время от времени менять формы деятельности, перемежать типы учебной работы, требующей произвольного внимания с такими видами её, которые опираются на произвольное внимание.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru