Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Образование и воспитание » Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования » Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Страница 1

Наше исследование может быть отнесено к категории опытно-экспериментальных, поскольку проверка эффективности педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО осуществлялась в практике муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» (ЦЭВД), одного из крупнейших в городе Оренбурге и являвшегося Федеральной экспериментальной площадкой Российской Академии Образования.

В ходе апробации педагогических средств воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей», мы исходили из того, что процесс воспитания в учреждении дополнительного образования осуществляется на основе системного подхода в условиях конкретной модели воспитательной системы с учетом его специфики.

Воспитательная система Центра эстетического воспитания детей представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (цели, выраженные в исходной позиции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему) и направлена на личность развивающегося человека, включенного в эту систему. Содержание воспитательной системы учреждения было направлено на решение задач, способствующих воспитанию социальной активности детей.

Под проектированием мы понимаем мыслительную форму деятельности по созданию проекта, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проектирование (от лат.progectus -брошенный вперед) принадлежит к числу уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий тех или иных замыслов. Разделяя точку зрения ученых о сущности педагогического проектирования, в ходе экспериментальной работы мы подходили к проектированию в педагогике как способу создания на основе прогноза таких технологий, использование которых при построении реального педагогического действия должны способствовать достижению поставленных целей и при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса.

В качестве первого шага проектирования содержания воспитательной системы учреждения дополнительного образования, мы основательно изучили уровень востребованности дополнительного образования, реализуемого Центром эстетического воспитания детей.

Используемые для изучения уровня востребованности методики соответствовали следующим требованиям: обеспечивали принцип надежности, валидности, простоты и удобства в работе, воспроизводимости результатов, адекватности интерпретации получаемой информации для целей управления качеством педагогического и управленческого персонала; формирования позитивной педагогической среды в учреждении; конструктивных психологических комфортных отношений между участниками образовательного процесса. Методика изучения уровня востребованности дополнительного образования осуществлялась в бланковом варианте.

В ходе опытно-экспериментальной работы с целью выявления уровня востребованности дополнительных образовательных услуг в начале опытно-экспериментальной работы нами было проведено анкетирование учащихся школ Южного округа, в котором приняло участие 4598 школьников 6-11 классов. Результаты анкетирования показали, что среди школьников востребованы многие виды дополнительных образовательных услуг, интерес к которым проявился следующим образом: досуговое - 38%, хореографическое - 22%; театральное - 14%; спортивное –18%; декоративно-прикладное - 30%; музыкальное - 17%; туристско-краеведческое - 16%; психологическое - 10%; научно-исследовательское - 11%; техническое - 18%; экологическое - 14%; общественные молодежные организации - 20%.

Изучение социального запроса на образовательные услуги осуществлялось не только на основе изучения потребностей детей в их освоении, но и на основе изучения отношения родителей и представителей образовательной сферы (учителей школ и педагогов дополнительного образования) к дополнительному образованию.

В результате анализа отношения родителей к дополнительному образованию было выявлено, что 32,5% родителей определяют занятия как любимое дело, а 31% - как увлечение.

Представляет особый интерес мнение родителей о роли дополнительного образования в жизни ребенка: делать жизнь интересней - 59,3%, готовить ребенка к жизни во всех отношениях - 40%, дополнять образованием школу - 33,7%, отрывать ребенка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 30,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%, дополнительное образование не нужно - 1,8%, затруднились ответить - 2,5%.

Мнения родителей о сферах жизни, которые должны быть представлены в дополнительном образовании: мир профессий - 49,3%, искусство - 41,2%, мир увлечений - 40,0%, сфера быта - 24,3%, экономика - 23,6%, наука - 20,6%, семейные отношения - 16,8%, вопросы пола - 7,5%, религия - 6,8%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: · Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · Создание атмосферы заинтересованности к5аждого ученика в ...

Подготовительный этап логопедических занятий
Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а такжe систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофо ...

Понятие о лексической сочетаемости слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru