Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

Образование и воспитание » Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования » Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

Страница 5

Анализируя период становления дополнительного образования, исследователи отмечают, что ему присущи следующие свойства: наличие собственных системных характеристик в связи с принятием государственных нормативных актов; вариативность; большие возможности для привлечения ресурсов других ведомств и для инновационной деятельности; независимость от демографической ситуации в силу его большей ориентированности на удовлетворение образовательных потребностей социума и меньшей зависимости от государственного заказа; свобода и выбор собственной образовательной политики, технологий и форм деятельности; узкая специализация и углубление качественного состояния образовательного процесса. Дополнительное образование детей способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране, активно воздействовать на окружающий ребенка социум, что находит отражение в содержании дополнительного образования.

Сравнение базового и дополнительного образования приводит к выводу о том, что дополнительное образование - это часть общего и потому то, что не включено в стандарт базового образования, является дополнительным. Если содержание основного образования – предметное знание, то содержание дополнительного образования и его цель – построение пространства саморазвития без заданных границ.

Особенности современного состояния дополнительного образования заключаются, во-первых, в его историческом наследии внеклассных и внешкольных систем, во-вторых, в его неограниченных возможностях и отсутствии границ образовательного поля. С одной стороны, дополнительному образованию приходится еще определяться со своим новым «образовательным» статусом, преодолевая педагогическую и обывательскую ментальность «досуговости» внешкольных учреждений и внеклассной работы. С другой стороны, дополнительному образованию необходимо взять на себя новый груз «дополнительности», объем которого безграничен.

В рамках исследования процесса становления дополнительного образования для нашей диссертации имеют значение выводы исследователей об изменении функций внешкольного образования, сложившихся в период трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.

Закон РФ «ОБ образовании» 1992 г. обозначил один тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.

Анализируя процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования:

- отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиций;

- реализация функции предупреждения детской безнадзорности в современных условиях не соответствует социальным потребностям, т.к. учреждения дополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для работы с такими детьми;

- значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности;

- ведущей стала образовательная функция;

- функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.

При реорганизации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей наряду с традиционными функциями (досуга, учебно-воспитательной, методической др.) они приобретают новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью, профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Акмеолого-психологические подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения
Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью и продвижения к ее вершинам, обеспечивает реализацию их стратегии к самореализации в учебном труде. Видение студентами стратегии достижения вершин профессионального мастерства и следование логике продвижения к ним предполагает прох ...

Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...

Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru