Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

Образование и воспитание » Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования » Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

Страница 3

Во внешкольных учреждениях основной организационной формой в эти годы стали кружки по интересам. Первоначально их главными задачами были обучение детей основным трудовым умениям и навыкам рабочих специальностей.

Для нашего исследования представляют интерес наблюдения исследователей о характере взаимоотношений между кружковцами и руководителями кружков: « В кружке пользуются одинаковыми правами и учителя и учащиеся. Педагог не имеет права принуждать учащихся стать членом кружка. Вполне правильной можно признать лишь ту постановку дела, когда учащиеся чувствуют себя хозяевами дела, когда кружок затевается их инициативой, поддерживается их свободными интересами».

Увеличение численности и разнообразие внешкольных учреждений – яркая примета предвоенных лет. В это время педагоги начинают теоретически осмысливать накопленный опыт, что помогает определить основные принципы внешкольной работы: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения по интересам; развитие инициативы и самодеятельности, общественно-полезная направленность деятельности, разнообразие форм внешкольной работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг., по мнению исследователя О.Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы осуществляется политизация внешкольных учреждений, как и всего общества в целом. В деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников, смотров, маршей.

В 60-е годы, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание все более приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И.П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров).

В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах, подготовленных к общественной работе, с указанием что они знают, умеют.

Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью воспитательного пространства и реализующих воспитательные функции, явились 70-80-е годы. Именно в этот период, подчеркивает исследователь В.И. Семенова, определились главные направления социально-педагогической деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, они координировали работу в социальном пространстве школы, района, города.

Осуществленный нами на основании исследований ученых анализ развития внешкольного образования и становления дополнительного образования в России по таким параметрам как: цель, задачи, принципы, функции, типы учреждений и направления работы, позволил нам представить его в форме таблицы .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий
При анализе вопроса о половых различиях в применении компьютерных технологий выявлена тенденция доминирования мужчин в компьютерной индустрии и образовании, которую связывают, в частности, с проявлением социальных стереотипов при выборе профессии. В исследовании Г. Вилдёр установлено, что юноши оце ...

Второй закон Ньютона
Опыт и логика подсказывают, что если действующие на тело силы не уравновешиваются, то его движение должно изменяться. Существующую при этом количественную закономерность удалось впервые сформулировать в своих «Началах» И. Ньютону в виде следующей аксиомы или закона движения: Изменение количества дв ...

Лабораторная работа «Определение поля зрения глаза, поле обзора. Обнаружение слепого пятна»
Цель работы: Определение поля зрения правого и левого глаза для белого, синего, красного и зеленого цветов; определение положения слепого пятна. Приборы и принадлежности: Периметр Форстера, транспортир со стрелкой, магнит, диски с цветными наклейками (маркёры). Краткая теория: Полем зрения называет ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru