Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

Образование и воспитание » Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования » Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

Страница 6

Для осмысления реализации учреждениями дополнительного образования детей функций на современном этапе важно обоснование социально-педагогических функций: образовательной, воспитательной, профориентационной, рекреационно-оздоровительной, социальной защиты, социокультурной; конкретизация их целей, направленности, содержания деятельности, технологий, методов и условий их реализации .

Исследователи отмечают произошедшие изменения в методических функциях учреждений дополнительного образования. С исчезновением комсомольской и пионерской организаций, естественно, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание, как отмечают исследователи, в учреждении дополнительного образования уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров.

Для понимания сущности реализации функций допрофессиональной подготовки и профессионального самоопределения как важных факторов успешной социализации важны исследования ученых А.А. Журкиной, В.В. Макашева, С.В. Сальцевой.

С.В. Сальцева научно обосновала технологию педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, заключающуюся в помощи школьнику в выявлении, становлении и развитии его личностного потенциала в процессе внеучебной деятельности в избранном творческом объединении по овладению умениями действовать в соответствии с намеченной стратегией достижения профессиональных ориентиров (осуществлять целеполагание, планирование, реализацию, анализ и коррекцию в конкретной ситуации жизнедеятельности). В исследовании определены условия, критерии и показатели профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования.

В ряде других исследований констатируется, что для учреждений дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образования .

В современном образовательном пространстве России созданы и реализуются концепции дополнительного образования как средства повышения учебно-воспитательного процесса в школе (А.В. Скачков, Ростов-на-Дону), концепция развития дополнительного образования региона (Н.Н. Чернова, Кемерово), концепция управления УДО, развития творческого потенциала педагогов УДО (А.И. Щетинская, Оренбург), концепция реализации дополнительного образования как средства развития личности ребенка (В.А. Горский, А.Я. Журкина, Москва) и др.

В Концепции «Система дополнительного образования детей» обосновано положение о том, что дополнительное образование как составная часть непрерывного призвано выполнять и реализовать множество функций: обучение досугу; подготовка к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, формирование готовности личности к непрерывному образованию; допрофессиональная и профессиональная подготовка; развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Единство физического и психического развития ребенка
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку ...

Экспериментальное изучение двигательной активности детей 5–6 лет
Опытно-экспериментальная работа, проводилась в ДОУ «Огонек» с. Советское, Советского района с 17.01.11 г. по 16.06.11 г. с детьми 5–6 лет условно разделённых на две группы по 7 человек. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 14 человек. На констатирующем этапе проводилась р ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
В странах Западной Европы и США термины «олигофрения», «имбецильность», «идиотия» практически не используются. Оксфордский словарь (1989) определяет олигофрению как «слабоумие» (термин, альтернативный термину «умственная отсталость») и раскрывает понятие так: «Пониженное общее интеллектуальное функ ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru